неділя, 1 липня 2012 р.

Сергей Гриневецкий: Конституция дает право на обеденный перерыв, но это вовсе не означает, что она гарантирует обед


28 июня мы отмечаем День Конституции. Чем является этот день для среднестатистического украинца? Если провести опрос на улице, то подавляющее большинство скажет: «дополнительный выходной». А уж в нынешнем году благодаря этому празднику получилось целых четыре выходных дня. Можно понежиться на море, съездить куда-нибудь, в общем, отдохнуть. И при этом не особо забивать себе голову проблемами гражданских прав, принципами функционирования государственной системы и прочими правовыми вопросами.

Почему так случилось? Почему, к примеру, американцы гордятся своей Конституцией (хотя у них день ее принятия и не является официальным праздником), а мы нет? Думаю, что проблема не в том, что украинская Конституция хуже Конституции США, а в практической реализации конституционных норм.

Основной Закон гарантирует каждому из нас определенные права. Но все они сводятся на нет тотальной коррупцией, которая сегодня руководством страны признается угрозой национальной безопасности. Сложно говорить о верховенстве права в условиях, когда предприниматель беззащитен перед рейдерскими атаками, когда суды зачастую независимы не только от других ветвей власти, но и от закона, когда чиновники выполняют свои обязанности в соответствии с «прейскурантом цен», когда количество проверяющих и контролирующих организаций превышает все мыслимые масштабы.

Образно говоря, Конституция дает право на обеденный перерыв, но это вовсе не означает, что она гарантирует обед. И большинство граждан на себе ощущают, что понятия «право» и «возможность» далеко не всегда совпадают. А раз так, то неизбежны двойные стандарты, когда для одних права существуют на бумаге, а для узкого круга других — на деле.

Незадолго до праздника состоялось первое заседание Конституционной Ассамблеи, перед которой поставлена задача обновить Основной Закон. Да, сегодня всем понятно, что государственная система, созданная в девяностые годы, исчерпала свой потенциал. Однако, прежде чем говорить об обновлении, мы должны определиться с ключевыми понятиями: какое государство мы строим, какими будут его устройство, форма правления, политический режим. Есть немало вариантов.

У нас уже есть негативный опыт конституционной реформы 2004 года. Правда, подавляющему большинству граждан эти изменения были малопонятны. Напротив, они лишь разбалансировали политическую систему и крайне развратили чиновничество. Самое главное, в результате этой «недореформы» осталась нетронутой система местной власти, которая более всего приближена к гражданам. Ведь именно по достижениям и провалам местной власти люди зачастую судят о власти в целом.

Наверное, именно поэтому решение Конституционного Суда об отмене политической реформы и возврате к Конституции образца 1996 года вызвало в среде обычных украинцев меньше резонанса, чем пенсионная реформа или новый Налоговый Кодекс. Можно только приветствовать провозглашенное намерение Президента о необходимости реформы местной власти, где основной акцент сделан на расширении возможностей жителей территориальных громад влиять на принятие решений на местном и региональном уровнях. Но не стоит забывать и о том, что безответственный и коррумпированный чиновник является сегодня основным объектом народного возмущения и детонатором социального недовольства.

Украине нужна конституционная реформа, но еще больше ей необходимо наведение элементарного порядка, прекращение чиновничьего беспредела и поборов. И тогда мы получим Конституцию для каждого, а День Конституции, возможно, перестанет быть просто выходным.

Газета «Час Пик» №27(582) 01 июля 2012 года
//www.chaspik.info/bodynews/9707.htm

//durdom.in.ua/ru/main/article/article_id/7285.phtml

Немає коментарів: