понеділок, 9 липня 2012 р.

Денис Горбач. Посланный казачок


Президент хочет ослабить парламент, повысить налоги и урезать соцвыплаты. И все ради блага страны

Муза красноречия на прошлой неделе покинула Президента Украины Виктора Януковича: сначала он отказался от идеи зачитать свое ежегодное Послание к Верховной Раде в стенах парламента, ограничившись раздачей текста депутатам, а 4 июля в последний момент отменил пресс-конференцию, на которую съехались журналисты со всей страны.

Отказ официально объяснили экстренным совещанием парламентских фракций с участием главы государства, созванным для обсуждения заявлений об отставке, поданных спикером ВР Владимиром Литвином и его заместителем Николаем Томенко после принятия Закона «Об основах государственной языковой политики».

Но на самом деле встречу с журналистами в «Украинском доме» сорвали около семи сотен протестантов, собравшихся на подступах к этому зданию, которые выступали против все того же «языкового» Закона.

Так на практике подтвердились диагнозы, поставленные накануне в «политическом» разделе президентского Послания к ВР: «…слабость обратной связи между органами власти и гражданским обществом». Примечательно, что глава государства самокритично упомянул и проблему «низкой компетентности решений власти в связи с многочисленными конфликтами интересов и игнорированием мнения экспертной среды».

Политреформа

Нашлось место в документе и для резких слов в адрес Верховной Рады: по мнению Виктора Федоровича, пропорциональная избирательная система превратила парламент в «закрытый элитный клуб, оторванный от народных чаяний, потерявший связь с регионами и представляющий исключительно интересы спонсоров». Исправить положение должен переход к смешанной системе, по которой пройдут уже ближайшие выборы.

Достаточно много в Послании говорится о грядущей конституционной реформе, которой в Администрации Президента хотят обеспечить максимальный уровень легитимности, направив проект нового Основного Закона для обсуждения в Конституционную ассамблею.

По мнению Владимира Фесенко, председателя правления Центра прикладных политических исследований «Пента», более-менее четкие тезисы содержания новой Конституции будут ясны не ранее следующего года, а конкретные положения будут указаны лишь в Послании главы государства к ВР 2014 г. Тем не менее уже в нынешнем Послании есть некоторые ориентиры.

В частности, речь идет о расширении перечня оснований для роспуска парламента. «Это частное мнение одного из авторов Послания, я его знаю. Безусловно, сейчас, на фоне политического кризиса, оно найдет новых сторонников: ведь Президент уже допустил возможность досрочного роспуска ВР, хотя формальных оснований для этого у него сейчас нет», — утверждает г-н Фесенко.

По его словам, сейчас, когда в Украине фактически выстроена президентская республика, такая новация контрпродуктивна: ведь при такой модели парламент должен служить противовесом сильной президентской власти.

Кроме того, авторы Послания Президента хотят разрешить ВР принимать решения большинством от количества присутствующих на заседании, если только присутствует не менее половины конституционного состава парламента. То есть если сейчас для принятия закона за него должны проголосовать 226 депутатов, то, согласно новым правилам, достаточно будет 113 голосов.

Авторство этого предложения принадлежит Игорю Колиушко, руководителю Центра политико-правовых реформ. По его словам, в парламентах Европы для принятия основной массы решений не требуется «списочного» большинства, достаточно большинства от фактически присутствующих.

«Дело в том, что обеспечить 100%-ную явку депутатов невозможно: всегда кто-то будет в командировке, кто-то — на больничном, кто-то в туалет отлучится. Но поскольку у нас для принятия решения законодательство требует наличия 226 голосов, политики голосуют чужими карточками», — пояснил эксперт.

Такая система вкупе с искоренением манипуляций с карточками для голосования станет стимулом для оппозиционных депутатов посещать-таки заседания, если они не хотят принятия того или иного закона.

Дружба народов

В разделе о национальной безопасности приведен перечень стратегических партнеров Украины, в котором — весьма примечательно! — отсутствует ЕС. Стратегически партнерствовать предлагается с Россией, США и Китаем.

Многие сделали из этого факта далеко идущие выводы о геополитической переориентации Президента, но опрошенные эксперты призывают не преувеличивать значение этого «сигнала».

«С ЕС Украина уже вышла на определенный уровень отношений. Дальнейшее будущее этих отношений определится после выборов в Верховную Раду», — пророчит Владимир Фесенко.

Примечателен, скорее, отчетливый китайский уклон внешней политики Виктора Януковича, который наметился еще в самом начале его президентства.

«Нам нужны новые китайские технологии и высокотехнологичная продукция. В свою очередь, мы готовы предоставить китайским предпринимателям интересные предложения в области разведки и добычи полезных ископаемых, в металлургии, химической промышленности», — говорится в Послании главы государства.

Впрочем, это не более удивительно, чем настойчивые упоминания США в числе главных друзей и партнеров Украины, притом что товарооборот с США у нас мизерный по сравнению с украинско-китайским.

Да и география не способствует налаживанию более тесного украинско-американского сотрудничества, в отличие от логистики украинско-китайской торговли. США всегда были «стратегическим партнером» ввиду своего политического влияния, а с «новыми центрами роста» возможна активизация торговли.

Бюджет

С недавних пор Послания Президента к Верховной Раде стали основным ориентиром формирования бюджетной политики. В соответствующем разделе действительно содержатся самые конкретные указания.

Авторы Послания констатируют, что в нынешних условиях рост экономики можно обеспечить лишь посредством расширения и повышения эффективности государственных инвестиций.
В 2013 г. планируется сохранить объем инвестиционных расходов государства на уровне 5% ВВП (в этом году он был достигнут благодаря подготовке к Евро-2012). Деньги на это возьмут из нескольких источников.

Во-первых, будут внедряться механизмы «сдерживания необоснованного повышения расходов социальной направленности». В Бюджетный кодекс планируют внести формулу определения базовых социальных стандартов (прожиточного минимума, минимальной зарплаты), которая будет учитывать уровень инфляции и темпы роста ВВП или производительности труда.

Учитывая сомнительные перспективы экономического бума в Украине или массового технического переоснащения промпредприятий, можно гарантировать, что социальные стандарты, в лучшем случае, будут «заморожены».

Во-вторых, будет законодательно закреплен принцип сбалансированности внебюджетных фондов и естественных монополий. «Проблемы таких структур, как Пенсионный фонд Украины, НАК «Нафтогаз України», «Укрзалізниця», должны решаться благодаря оптимизации и реформированию, соответственно, пенсионной системы, газового рынка и рынка железнодорожных перевозок, а не за счет средств налогоплательщиков. Система горизонтальных трансфертов должна сводиться к покрытию государством расходов, которые указанные выше структуры совершают через государственную политику льгот и субсидий отдельным категориям населения», — говорится в документе. На практике это будет означать повышение коммунальных тарифов и дальнейшую «оптимизацию» «Укрзалізниці».

В-третьих, планируется повысить налоги. Президент считает необходимым расширить прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц, повысив ставку налогообложения зарплат, превышающих официальный минимум в несколько десятков раз, и высоких доходов из других источников (дивиденды, повышение рыночной цены недвижимости). Будет введен «налог на богатство» и расширена группа подакцизных товаров: туда включат товары премиум-класса и товары, вредные для здоровья.

Интересно, что авторы Послания предлагают рассмотреть возможность введения «налога Тобина» на международные финансовые транзакции. Эта мера всерьез рассматривается в ЕС, и в Администрации Президента решили шагать в ногу со временем. Хотя фискального эффекта ожидают от других мер.

В частности, в Послании предлагается расширить перечень полезных ископаемых, за добычу и реализацию которых взимаются рентные платежи: к нефти, газу и газоконденсату добавятся железорудное сырье, марганцевая руда, урановая руда, жирные сорта коксующегося угля, руды цветных металлов и др.

Авторы документа отмечают, что в Украине поступления от ресурсных и экологических налогов составляют лишь 1,2% ВВП, тогда как в странах ЕС, где недра эксплуатируются не так интенсивно, этот показатель в среднем втрое выше, а в отдельных странах доходит до 15% ВВП.

Традиционно включен в Послание пункт об усилении борьбы с минимизацией и уклонением от уплаты налогов, но с интересной оговоркой: «…представляется, что потенциал карательных мер уже исчерпан, поэтому необходимо применить системный подход к решению этой проблемы».

Инвестировать изъятые таким образом средства государство будет, в частности, в проведение реформ, которые до сих пор откладывались. «К числу таковых стоит отнести реформу ЖКХ, административно-территориальную реформу, земельную реформу и др. Целесообразным представляется увеличение расходов бюджета на их проведение в 2013 г.», — говорится в Послании.

В связи с этим в Администрации Президента явно рассчитывают на скорое возобновление сотрудничества с МВФ. Послание переполнено похвалами в адрес Фонда, инструкции которого помогли стабилизировать валютный курс и банковскую систему. А среди дальнейших мер указан переход к формированию гибкой курсовой динамики в пределах валютного коридора вместо нынешней политики привязки гривни к доллару.

Учитывая предстоящее повышение цен на газ для населения в рамках оздоровления финансов НАК «Нафтогаз України», у МВФ не будет причин не дать Украине денег в начале следующего года.

ГОРБАЧ Денис Андреевич
БИЗНЕС №28 (1015) от 09.07.2012
//www.business.ua/articles/power_corridor/Poslannyy_kazachok-33465/

//ingvar.hiblogger.net/1353838.html

Немає коментарів: