Возможность принимать на референдуме новую Конституцию Украины нарушает сразу ряд статей нынешней Конституции, а также решение КС, который в 2000 году запретил менять Основной Закон без участия Верховной Рады. При этом юристы указывают, что понятия «новая Конституция» в нынешнем Основном Законе вообще нет. Фактически данный закон нарушает весь 13-й раздел действующей Конституции
вівторок, 6 листопада 2012 р.
Зауваження Головного юридичного управління Верховної Ради України до проекту Закону України «Про всеукраїнський референдум» 2012
Янукович уничтожает парламент
Сегодня Верховная Рада приняла во втором чтении скандальный закон о всеукраинском
референдуме, который власть пыталась протащить еще в первые месяцы президентства
Виктора Януковича. Документ настолько одиозный и так откровенно нарушает Конституцию
Украины, что, может показаться, это лишь попытка отвлечь внимание оппозиции и общества
от фальсификации выборов. Но документ, дающий возможность через референдум полностью
заменить функции парламента, воспринимать несерьезно просто невозможно.
Первая попытка отменить
Конституцию
В начале 2010 года для Виктора Януковича была актуальной тема
отмены конституционной реформы и возвращение себе полномочий Леонида Кучмы. Для
того и появился
законопроект регионала Шпенова, позволяющий отменить конституционную реформу
на референдуме. Правда, тогда Янукович еще дружил с Западом, а потому решили не
идти по пути Лукашенко и не узурпировать власть через конституционный референдум.
Законопроект приняли лишь в первом чтении и оставили ждать своего
времени «на запасном пути». А полномочия Януковичу вернули при помощи подконтрольного
Конституционного суда. Документ считался настолько одиозным, что его антиконституционным
называли
даже в Партии регионов.
Спустя два с половиной года Партия регионов оказалась перед перспективой
потерять большинство в Верховной Раде, а потому, не исключено, Янукович решил перестраховаться.
И в последние дни работы ручного парламента протянуть закон, позволяющий ему через
референдум принимать и отменять законы, править Конституцию без участия депутатов,
принимать новый Основной Закон, который Президенту сварганит Конституционная
ассамблея. Причем комиссии, которые будут считать голоса на референдуме, формируют
…. подконтрольные Януковичу органы власти. Если это не узурпация власти, тогда что?
Пока что оппозиционеры вяло реагируют на принятие законопроекта.
Многие считают его лишь подстраховкой на случай, если не удастся сколотить внушительное
большинство в Верховной Раде для протаскивания законов о тотальной приватизации
госимущества, распродажи земли и прочих прелестей, на которые коммунисты никогда
не пойдут.
Главное юридическое управление Верховной Рады проанализировало
данный документ и дало ему абсолютно разгромное заключение. Что не помешало кнопкодавам
одним махом принять весь этот маразм.
Дорога для фальсификаций
и админресурса
Прежде всего, парламентские юристы указали, что данный закон
«закладывает предпосылки к применению административного ресурса и фальсификации
результатов в процессе организации и проведения референдума. Не мудрено, ведь организовывать
референдум будет не кто иной, как сама власть.
Дальше – депутаты разрешили выносить на референдум все, что вздумается,
за исключением небольшого перечня вопросов. Юристы отмечают, что по данному закону
Президент сможет вынести на референдум вопрос о продлении своих полномочий или досрочного
роспуска неугодной Верховной Рады.
Разрешение выносить на один референдум неограниченное количество
вопросов идет вразрез сразу с несколькими резолюциями ПАСЕ, которые указывают, что
подобная практика является попыткой запутать избирателя.
Новая Конституция будет принята на референдуме
Возможность принимать на референдуме новую Конституцию Украины нарушает сразу ряд статей нынешней Конституции, а также решение КС, который в 2000 году запретил менять Основной Закон без участия Верховной Рады. При этом юристы указывают, что понятия «новая Конституция» в нынешнем Основном Законе вообще нет. Фактически данный закон нарушает весь 13-й раздел действующей Конституции
Принятый закон дает Президенту Украины право проверять выносимые
на референдум вопросы на предмет конституционности. По мнению юристов, это нонсенс,
ведь 106 статья Конституции
дает Президенту исчерпывающий перечень полномочий. А КС в 2003 году установил, что
Конституция Украины запрещает принимать законы, которые расширяют перечень полномочий
главы государства.
Порядок формирования окружных и участковых комиссий по проведению
референдума вообще не выдерживает критики. Все их формирует ЦИК по представлению
местных органов власти. Партиям принимать участие в их формировании или даже наблюдать
за процессом подсчета голосов запрещается! Это, как указывают юристы, противоречит
всем допустимым европейским стандартам и требованиям.
Также не соответствует европейской практике возможность проведения
референдума вместе со всеми видами выборов.
Отдельно юристы Верховной Рады указывают на нарушение 57 и 94 статей Конституции
в части неконституционной процедуры принятия законов Украины. Основной Закон позволяет
делать это только Верховной Раде. В принятом законе есть еще уйма положений, которые
нарушают Конституцию, законы Украины и взятые на себя страной международные обязательства.
Предлагаем вам ознакомиться с полным заключением Главного юридического
управления Верховной Раде об этом законе.
06.11.2012 г.
Виталий Червоненко, «Главком»
//glavcom.ua/articles/8614.html
Коллаж: «Главком»
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар