28 июня мы отмечаем День Конституции. Чем является этот день
для среднестатистического украинца? Если провести опрос на улице, то подавляющее
большинство скажет: «дополнительный выходной». А уж в нынешнем году благодаря этому
празднику получилось целых четыре выходных дня. Можно понежиться на море, съездить
куда-нибудь, в общем, отдохнуть. И при этом не особо забивать себе голову проблемами
гражданских прав, принципами функционирования государственной системы и прочими
правовыми вопросами.
Почему так случилось? Почему, к примеру, американцы гордятся
своей Конституцией (хотя у них день ее принятия и не является официальным праздником),
а мы нет? Думаю, что проблема не в том, что украинская Конституция хуже Конституции США, а
в практической реализации конституционных норм.
Основной Закон гарантирует каждому из нас определенные права.
Но все они сводятся на нет тотальной коррупцией, которая сегодня руководством страны
признается угрозой национальной безопасности. Сложно говорить о верховенстве права
в условиях, когда предприниматель беззащитен перед рейдерскими атаками, когда суды
зачастую независимы не только от других ветвей власти, но и от закона, когда чиновники
выполняют свои обязанности в соответствии с «прейскурантом цен», когда количество
проверяющих и контролирующих организаций превышает все мыслимые масштабы.
Образно говоря, Конституция дает право на обеденный перерыв,
но это вовсе не означает, что она гарантирует обед. И большинство граждан на себе
ощущают, что понятия «право» и «возможность» далеко не всегда совпадают. А раз так,
то неизбежны двойные стандарты, когда для одних права существуют на бумаге, а для
узкого круга других — на деле.
Незадолго до праздника состоялось первое заседание
Конституционной Ассамблеи, перед которой поставлена задача обновить Основной Закон.
Да, сегодня всем понятно, что государственная система, созданная в девяностые годы,
исчерпала свой потенциал. Однако, прежде чем говорить об обновлении, мы должны определиться
с ключевыми понятиями: какое государство мы строим, какими будут его устройство,
форма правления, политический режим. Есть немало вариантов.
У нас уже есть негативный опыт конституционной реформы
2004 года. Правда, подавляющему большинству граждан эти изменения были малопонятны.
Напротив, они лишь разбалансировали политическую систему и крайне развратили чиновничество.
Самое главное, в результате этой «недореформы» осталась нетронутой система местной
власти, которая более всего приближена к гражданам. Ведь именно по достижениям и
провалам местной власти люди зачастую судят о власти в целом.
Наверное, именно поэтому решение Конституционного
Суда об отмене политической реформы и возврате к Конституции образца 1996 года вызвало
в среде обычных украинцев меньше резонанса, чем пенсионная реформа или новый Налоговый
Кодекс. Можно только приветствовать провозглашенное намерение Президента о необходимости
реформы местной власти, где основной акцент сделан на расширении возможностей жителей
территориальных громад влиять на принятие решений на местном и региональном уровнях.
Но не стоит забывать и о том, что безответственный и коррумпированный чиновник является
сегодня основным объектом народного возмущения и детонатором социального недовольства.
Украине нужна конституционная реформа, но еще больше ей необходимо
наведение элементарного порядка, прекращение чиновничьего беспредела и поборов.
И тогда мы получим Конституцию для каждого, а День Конституции, возможно, перестанет
быть просто выходным.
Газета «Час Пик» №27(582) 01 июля 2012 года
//www.chaspik.info/bodynews/9707.htm
Немає коментарів:
Дописати коментар