Политика, особенно в такой специфической стране, как Украина, наверное, не может быть иной. Когда власть пытается подчинить все своему курсу и своим программным установкам, получается, что внутри власти никаких противоречий нет, но они же есть в обществе! А это опаснее, потому что это может вылиться в неконвенциональный, «немирный» конфликт.
субота, 17 квітня 2010 р.
Вадим Карасев: Человека можно купить только свободой
Виктор Янукович - не просто новый президент Украины,
сделавший ряд успешных шагов в начале своего руководства страной - от
молниеносного формирования коалиции и назначения правительства до консолидации
власти и успехов на международной арене. Еще мало кто заметил, что с победой
Януковича в стране установился новый политический порядок. Изменив закон о
регламенте, депутаты Рады по сути осуществили тихую революцию, освященную затем
Конституционным судом.
Какими будут последствия парламентской революции? Чего ждать
Украине от новой власти в отдаленной перспективе? Об этом «КП» беседовала с
Вадимом Карасевым, директором Института глобальных стратегий.
ТИХАЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
- Вадим Юрьевич, даже
после выборов многие политики были уверены, что приход к власти Виктора
Януковича ничего не изменит. Не удастся сформировать коалицию без
принципиальных для ПР компромиссов. Соответственно и правительство будет
коалиционным, и шанс стать премьером есть чуть ли не у Ющенко. Но все вышло
иначе, регионалы решили ни с кем не договариваться...
- Да, они отказались договариваться. Потому что
договариваться с нынешним парламентом сложно. Много сторон, достаточно
завышенные ставки и риски, которые невозможно оценить. Партия регионов на все
это посмотрела - на толпы переговорщиков, желающих попасть в правительство - и
приняла принципиально новое решение. Она вернула политическую систему к той
форме, которая существовала в конце 90-х годов.
- Вы преувеличиваете?
Полномочий у президента не прибавилось...
- Изменение порядка формирования коалиции привело к тому,
что основной политической единицей в парламенте стала не фракция, а отдельный
депутат. Как и в конце 90-х, Верховная Рада структурировалась не на основе
коалиции власти и противостоящей ей оппозиции, а представляла собой некую
корпорацию депутатов. И сейчас она, я бы сказал, откатилась от модели
европейского политического представительства к Верховному Совету полусоветского
типа.
И второе: основным в стране стал институт президентства, он
подавил институт партий. Премьер-министр больше не политическая фигура,
президент имеет полное влияние на исполнительную вертикаль, и в парламенте у
президента тоже большинство.
ТИМОШЕНКО КАК ВТОРОЙ ПОЛЮС
- То есть даже без
прежних полномочий президент сосредоточил в руках все рычаги управления
страной? К чему это приведет в перспективе, как вы считаете?
- В перспективе это может привести к восстановлению Партии
регионов как партии власти. Она, рассчитывая на депутатов-перебежчиков, уже не
будет нуждаться в постоянной поддержке других фракций. Тех же коммунистов или
Блока Литвина, которые часто завышали свои требования при формировании нового
правительства.
Что для них важнее всего сейчас - это чтобы не дай бог
Тимошенко не превратилась во второй полюс политической системы, который, как
магнит, манил бы к себе разочарованных. Поэтому делается все, чтобы распорошить
силы, группирующиеся вокруг Тимошенко.
В идеале модель для ПР следующая: сама Партия регионов -
крупная мажоритарная фракция в парламенте и обществе, а вокруг - «миноритарные
акционеры» - небольшие партийки, с которыми можно ситуативно договариваться, не
зависеть на самом деле ни от кого...
- Хорошо это или
плохо?
- Это политически целесообразно - быстро сформировать
власть, восстановить президентскую вертикаль, восстановить управляемость
государства. Потому что страна не выдержит новых парламентских выборов, не
может ждать по полгода формирования коалиции и назначения правительства, равно
как и выполнения предвыборной программы президента.
ВЛАСТЬ МОЖЕТ ПОПАСТЬ В ЛОВУШКУ СТАБИЛЬНОСТИ
- То есть все в
порядке, никаких проблем не предвидится?
- Нет, все в порядке лишь в краткосрочном периоде. А если
посмотреть на ситуацию шире? У нас экономические сложности - проблемы с
налогами, бюджетом, региональная политика. Плюс настроения в обществе - у одних
регионов завышены ожидания, у других, наоборот, полное разочарование. Прибавьте
сюда перспективу непопулярных реформ, которые неизбежны и заденут и социальную
сферу. Получается, что власть, которая уже взяла на себя всю ответственность за
решение проблем, на фоне предстоящих проблем может попасть в ловушку
стабильности. Власть будет стабильна, а общество - нет!
- Ну а разве это хуже
ситуации времен Ющенко? Ведь общество тоже было нестабильно. Вдобавок была
нестабильна и власть...
- Видите ли, тогда было коалиционное правительство, была
дискуссия. Свобода слова давала возможность существующему недовольству выйти наружу,
возникал эффект обсуждения, который гасил аффект страстей, недовольства и т.д.
Даже когда правительство было недружественным президенту,
как в 2006 и 2007 годах, во времена премьерства Януковича и Тимошенко, -
конфликты были между президентом и премьером, внутри парламента и даже внутри
правительства. И это выражало общественные настроения. Конфликт в обществе
передавался на плоскость власти, и каждое решение принималось после дискуссии -
как компромисс.
Можно, конечно, сузить сферу свободы слова, но общественные
конфликты от этого никуда не денутся. Только теперь эти конфликты не будут
обсуждать, как раньше, в виде спора политиков на ток-шоу. Это будет спор одного
региона Украины и другого. В одном регионе будут ставить памятники Сталину, а в
другом - памятники Бандере. И это намного хуже. Стабильность в обществе не
может быть обеспечена одной только дисциплинарной машиной власти.
10 ЛЕТ НАЗАД ЯНУКОВИЧУ БЫЛО БЫ ГОРАЗДО ЛЕГЧЕ
- Иными словами, как
и раньше, требуется поиск компромиссов. Вы считаете, что нынешняя власть этого
не понимает?
- Нынешняя власть неоднородна. Есть группы интересов, группы
олигархов, у которых разные цели. Например, так называемая газовая группа
(«Фирташ и Ко») нацелена на то, чтобы получить сниженную цену на российский
газ, восстановив рентабельность своих предприятий. Это, скажем так,
экономически консервативная группа, и дешевый газ - все равно не прорыв для
страны. Снизить цену на газ Россия может лишь в обмен на комплексные уступки. А
это неизбежно ударит по интересам других влиятельных групп - как в окружении
президента, так и в целом в стране.
Но есть и прогрессивные группы во власти, которые понимают,
что без либеральных и экономических свобод не будет экономического роста.
Ахметов, например, сказал: «Демократия входит в стоимость государства».
Но сейчас, очевидно, когда решаются конкретные конъюнктурные
задачи, на первый план вышла группа газовиков, потому что эти задачи упираются
в вопрос цен на газ. Януковичу сейчас важно любой ценой запустить мотор
экономического роста, а не ждать, когда экономические реформы, например
либерализация среднего и малого бизнеса, дадут отдачу (это произойдет в лучшем
случае через год-два).
- Как, по-вашему,
нужно действовать Партии регионов, чтобы закрепить успех и избежать всех
прогнозируемых вами проблем?
- Успех у ПР будет в том случае, если у них стабильность во
власти приведет к успехам в экономике. И нестабильность в обществе компенсируют
успехами в социальной политике - ростом благосостояния, эффективной пенсионной
системой, медициной...
Грубо говоря, с успехом в реформах можно будет купить
лояльность людей, если они даже в чем-то не согласны в идеологическом смысле.
- А если реформы не
принесут быстрого успеха?
- Тогда человека можно купить только свободой! Она ничего не
стоит; сейчас говорят: мы создадим миллион рабочих мест... Не надо их
создавать, дайте свободу - и люди сами создадут себе рабочие места. Они
сгенерируют идею, найдут инвестора, организуют предприятие, правда, при этом
люди станут экономически независимыми и влиять на них политикам будет сложнее.
И функция власти в таком случае будет определяться контрактом с людьми, которые
не ждут 200 гривен под выборы, а ждут разумной политики.
Если бы команда Януковича пришла к власти 10 лет назад, ей
было бы намного легче реализовать свои планы. А сегодня истощение советского
индустриального ресурса, помноженное на экономический кризис, приводит к тому,
что уже не будет такого притока капитала, не будет низких цен на энергоносители
и спроса такого на продукцию металлургического экспорта не будет. А это ворох
проблем, который одна команда не сможет потянуть ни интеллектуально, ни
морально, ни политически...
Политикам надо понять, что постсоветский мир с передавшейся
по наследству от СССР рентной экономикой заканчивается. Нужно переходить к миру
прибавочной стоимости, производить настоящий продукт, а не торговать сырьем. А
для того чтобы создать реальную добавленную стоимость, нужно дать экономическую
свободу людям. Чтобы они сами производили, включив мозги, чтобы креативный
предпринимательский класс запустил мотор экономического роста. Это как раз и
есть вопрос свободы - в данном случае экономической.
Записал Андрей
Хрусталев.
Фото УНИАН. —
17.04.2010
//kp.ua/daily/170410/224178/
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар