Помимо технических правок (например, Регламент Верховной Рады называется Законом о регламенте Верховной Рады, а слово «месяц» заменено на «30 дней»), есть и ключевые новшества. Связаны они, прежде всего, с перераспределением ролей в треугольнике «Президент – Кабмин – парламент».
Есть изменения касательно нынешней президентской квоты – если сейчас министр обороны и глава МИДа назначаются Радой по представлению Президента, то планируется, что представлять их будет премьер по согласованию с Президентом.
С одной стороны, можно сказать, что полномочия Президента в этом проекте Конституции расширяются: например, он не будет обязан согласовывать с Верховной Радой увольнение главы СБУ, главы Нацбанка и Генпрокурора. Более того, из ведения парламента выводится назначение и отставка глав таких ведомств как Антимонопольный комитет, Госкомитет телевидения и радиовещания и Фонд госимущества. Появляется новый орган – Государственное бюро расследований, идея создания которого бродит давно. Для назначения главы этого бюро Президенту будет требоваться согласие парламента.
Есть изменения и в назначении одной из ключевых персон в украинском политикуме – Генпрокурора. Если по нынешней Конституции он назначается и увольняется Президентом по согласию ВР, то, если пройдут изменения, он будет назначаться парламентом по представлению Президента. В состав СНБО предлагается дополнительно включить главу Службы внешней разведки Украины. Основания для роспуска парламента остаются практически те же, что сейчас, но депутатам станет раздольнее – невхождение депутата во фракцию партии, от которой он был выбран, или выход из нее ничем ему не грозит. То есть потенциальным «тушкам» по новой Конституции бояться будет нечего.
Большие изменения претерпел раздел о местном самоуправлении, что логично, учитывая риторику нового Президента о расширении прав регионов. Областные госадминистрации ликвидируются, а вместо них во всех областях, а также Киеве и Севастополе будут работать представители Президента. Области переименованы в «регионы», а систему административно-территориального устройства составляют регионы, районы и громады. Исполнительную власть в районах осуществляют исполкомы райсоветов.
При этом решения органов местного самоуправления по мотивам их соответствия Конституции останавливаются Президентом, а решения, которые конфликтуют с законом – представителями президента с обращением в суд. Президент имеет право досрочно разгонять органы местного самоуправления, руководствуясь решениями судов.
Пока что проект изменений «черновой» и только будет широко обсуждаться депутатами на заседаниях фракций. И вполне может оказаться, что его ждет судьба предыдущей «сравнительной таблицы», наработанной группой Князевича – Писаренко. По нашим данным, те изменения в Конституцию, связывавшие президента по рукам и ногам, были отправлены в Венецианскую комиссию для анализа, но после победы Порошенко на выборах отозваны обратно.
Павел Вуец, 18 июня 2014 года
Немає коментарів:
Дописати коментар