вівторок, 5 квітня 2011 р.

Виталий Кулик. Модернизация конституционного процесса


1 апреля президент Украины Виктор Янукович назначил члена Венецианской комиссии Марину Ставнийчук заместителем председателя Администрации Президента. В сферу ее компетенции отнесены вопросы Конституционной реформы и избирательного законодательства. Таким образом, глава государства сознательно избрал модель конституционно-правовой модернизации, которую в последнее время так пропагандировала Ставнийчук.

В инаугурационной речи от 4 марта 1933 г. президент США Франклин Делано Рузвельт заявил: «Наша Конституция такая простая и практичная, что, расставив акценты по-новому, ее можно привести в соответствие с экстраординарными требованиями времени без изменения ее сущности…». А сама суть Конституции США не менялась со времени ее принятия в конце XVIII столетия. В этом состоит краеугольный камень мирового конституционного права: конституция как единый акт должна иметь определенную стабильность, что содействует укреплению авторитета государства и относительному постоянству конституционного порядка.

К сожалению, данный подход можно применить только к государствам с укорененными традициями конституционализма и плюралистической демократии. В ситуации постсоветского транзита, страны бывшего СССР, в том числе и Украина, были обречены на конституционное экспериментирование. И не всегда эти эксперименты заканчивались созданием успешной политико-правовой модели.

Наша страна прошла несколько этапов конституционного конструирования. От адаптации советской нормативно-правовой базы к требованиям независимого государства, формирование специфической неопатримониалистской модели с элементами олигархического капитализма и авторитаризма в политике – к режиму «беспомощного плюрализма», в котором оказалась страна после политреформы 2004 г. Согласно ее положениям Верховная Рада получила возможность формировать правительство, которое, в сущности, стало независимым от президента. Таким образом, была заложена основа дестабилизации политической ситуации в стране, длившейся 5 лет.

После решения Конституционного суда от 1 октября 2010 г., в Украине действует Конституция в редакции 1996 г. Возвращены и расширены политические и экономические полномочия Президента Украины, восстановлена вертикаль власти, снижена роль парламента в принятии государственных решений.

Концентрация властных полномочий в одном центре или «авторитарная модернизация» страны была эффективной моделью развития в конце 1960 – середине 1980-х гг. Однако, суперпрезидентские республики имеют значительно больше рисков, нежели парламентско-президентские. По мнению известного российского политолога Александра Галкина, любая чрезмерно централизованная система управления, сфокусированная на одного человека, неизбежно теряет свою первоначальную эффективность. Решение проблем становится воображаемым и вызывает возникновение новых, более сложных, чем те, которые нужно было преодолеть. Главной ахиллесовой пятой жесткой властной вертикали является снижение мобильности кадров, возникает «тромб» в кровеносных сосудах управленческого аппарата.

Но главный недостаток авторитарной модели – это возникновение отклоняющих «шумов» (по Галкину), что вызваны групповыми или индивидуальными интересами бюрократии, которые нередко не совпадают с целями высшей власти. В критических ситуациях такие «шумы» настолько сильны, что содержание исходного импульса исчезает уже на верхних ступенях властной вертикали. Отсюда бюрократизация, возникновение фаворитизма, непрофессионализм руководителей и др. потери.

Украина уже имела опыт «авторитарной модернизации» 1990-х – начала 2000-х гг., когда концентрация власти в руках президента привела к деформации процессов государственного строительства, нарушение демократических свобод и, как следствие, известные события 2004 г. на Майдане.

Поэтому, возвращение к Конституции в редакции 1996 г. следует рассматривать не как избранную властью политико-правовую модель, а как «окно возможностей» для проведения радикальных социально-экономических реформ, направленных на модернизацию страны. Это, также, перезапуск (reset) конституционного транзита.

Первый мессидж о необходимости нового этапа правовой и конституционной реформы президент Виктор Янукович сделал в своем Послании к украинскому народу «Украина ХХІ столетие. Стратегия реформ и общественной консолидации» (июнь 2010 г.). Тогда он в идею «республиканизма» вложил тезис «возвращения к реальному народовластию и сбалансированию полномочий ветвей власти», реформирование судопроизводства.

Второй раз к проблеме конституционной реформы Янукович обратился в начале 2011 г., когда поддержал предложение первого президента Украины Леонида Кравчука о проведении Конституционной ассамблеи Украины. По словам Виктора Януковича, целью работы ассамблеи должно стать: «формирование сбалансированной системы представительной демократии европейского образца, укрепление парламентаризма, построение эффективной исполнительной вертикали власти, создание действующих механизмов прямой демократии». Был сформирован научно-экспертный совет в составе известных специалистов и теоретиков конституционного права, которым поручено подготовить концепцию проведения КАУ.

И вот, 1 апреля Президент назначает заместителем главы Администрации Президента Марину Ставнийчук, которую можно назвать чуть ли не единственным практиком-конституционалистом в Украине. Будучи членом Венецианской комиссии, она активно комментировала ход судебной реформы, решение Конституционного суда, саму идею Конституционной ассамблеи.

Больше того, Ставнийчук предложила собственную модель проведения КАУ и свое видение конституционно-правовой модернизации страны. В частности, предлагается рассматривать ассамблею не просто как совещательный орган при президенте, а как площадку широкой гражданской дискуссии, где на разных уровнях будут принимать участие: а) власть и оппозиция; б) политические партии (парламентские и внепарламентские); в) НПО и экспертное сообщество.

Также следует отметить, что в понимании Ставнийчук «конституционно-правовая модернизация» не ограничивается изменениями в Конституцию или ее новой редакцией. «В нынешних условиях, - пишет она, - целесообразно обеспечить усовершенствование (изменения) отдельных положений (разделов) Основного Закона государства с дальнейшим их развитием путем принятия соответствующих конституционных законов, других актов законодательства Украины, подзаконных нормативно-правовых актов и, безусловно, качественное внедрение принятых новелл на практике.

Первым шагом конституционно-правовой реформы должна стать модернизация института выборов, ведь избирательная система является модулятором будущей политической системы. Нельзя откладывать и проведение истинной судебно-правовой реформы, призванной обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина. Предметом конституционной модернизации должны также стать местное самоуправление, территориальная организация, административная реформа».

Если президентский указ о назначении Ставнийчук означает принятие Виктором Януковичем именно такого представления о конституционно-правовой модернизации и искреннем желании его реализовать, то в ближайшее время мы станем свидетелями качественного обновления внутриполитического курса государства.

Виталий Кулик, «ForUm», 05 апреля 2011 г.
//for-ua.com/authornews/2011/04/05/070239.html
//neftegaz.ru/anticrisis/view/804

Немає коментарів: