вівторок, 5 квітня 2011 р.
Виталий Кулик. Модернизация конституционного процесса
1 апреля президент Украины Виктор Янукович назначил
члена Венецианской комиссии Марину Ставнийчук заместителем председателя
Администрации Президента. В сферу ее компетенции отнесены вопросы
Конституционной реформы и избирательного законодательства. Таким образом, глава
государства сознательно избрал модель конституционно-правовой модернизации,
которую в последнее время так пропагандировала Ставнийчук.
В инаугурационной речи от 4 марта 1933 г . президент США
Франклин Делано Рузвельт заявил: «Наша Конституция такая простая и практичная,
что, расставив акценты по-новому, ее можно привести в соответствие с
экстраординарными требованиями времени без изменения ее сущности…». А сама суть
Конституции США
не менялась со времени ее принятия в конце XVIII столетия. В этом состоит
краеугольный камень мирового конституционного права: конституция как единый акт
должна иметь определенную стабильность, что содействует укреплению авторитета
государства и относительному постоянству конституционного порядка.
К сожалению, данный подход можно применить только к
государствам с укорененными традициями конституционализма и плюралистической
демократии. В ситуации постсоветского транзита, страны бывшего СССР, в том
числе и Украина, были обречены на конституционное экспериментирование. И не
всегда эти эксперименты заканчивались созданием успешной политико-правовой
модели.
Наша страна прошла несколько этапов конституционного
конструирования. От адаптации советской нормативно-правовой базы к требованиям
независимого государства, формирование специфической неопатримониалистской
модели с элементами олигархического капитализма и авторитаризма в политике – к
режиму «беспомощного плюрализма», в котором оказалась страна после политреформы
2004 г .
Согласно ее положениям Верховная Рада получила возможность формировать
правительство, которое, в сущности, стало независимым от президента. Таким
образом, была заложена основа дестабилизации политической ситуации в стране,
длившейся 5 лет.
После решения
Конституционного суда от 1 октября 2010 г ., в Украине действует Конституция в
редакции 1996 г .
Возвращены и расширены политические и экономические полномочия Президента
Украины, восстановлена вертикаль власти, снижена роль парламента в принятии
государственных решений.
Концентрация властных полномочий в одном центре или
«авторитарная модернизация» страны была эффективной моделью развития в конце
1960 – середине 1980-х гг. Однако, суперпрезидентские республики имеют
значительно больше рисков, нежели парламентско-президентские. По мнению
известного российского политолога Александра Галкина, любая чрезмерно
централизованная система управления, сфокусированная на одного человека,
неизбежно теряет свою первоначальную эффективность. Решение проблем становится
воображаемым и вызывает возникновение новых, более сложных, чем те, которые
нужно было преодолеть. Главной ахиллесовой пятой жесткой властной вертикали
является снижение мобильности кадров, возникает «тромб» в кровеносных сосудах
управленческого аппарата.
Но главный недостаток авторитарной модели – это возникновение
отклоняющих «шумов» (по Галкину), что вызваны групповыми или индивидуальными
интересами бюрократии, которые нередко не совпадают с целями высшей власти. В
критических ситуациях такие «шумы» настолько сильны, что содержание исходного
импульса исчезает уже на верхних ступенях властной вертикали. Отсюда
бюрократизация, возникновение фаворитизма, непрофессионализм руководителей и
др. потери.
Украина уже имела опыт «авторитарной модернизации» 1990-х –
начала 2000-х гг., когда концентрация власти в руках президента привела к
деформации процессов государственного строительства, нарушение демократических
свобод и, как следствие, известные события 2004 г . на Майдане.
Поэтому, возвращение к Конституции в редакции 1996 г . следует
рассматривать не как избранную властью политико-правовую модель, а как «окно
возможностей» для проведения радикальных социально-экономических реформ,
направленных на модернизацию страны. Это, также, перезапуск (reset)
конституционного транзита.
Первый мессидж о необходимости нового этапа правовой и
конституционной реформы президент Виктор Янукович сделал в своем
Послании к украинскому народу «Украина ХХІ столетие. Стратегия реформ и
общественной консолидации» (июнь 2010
г .). Тогда он в идею «республиканизма» вложил тезис
«возвращения к реальному народовластию и сбалансированию полномочий ветвей
власти», реформирование судопроизводства.
Второй раз к проблеме конституционной реформы Янукович
обратился в начале 2011 г .,
когда поддержал
предложение первого президента Украины Леонида Кравчука о проведении
Конституционной ассамблеи Украины. По словам Виктора Януковича, целью работы
ассамблеи должно стать: «формирование сбалансированной системы представительной
демократии европейского образца, укрепление парламентаризма, построение
эффективной исполнительной вертикали власти, создание действующих механизмов
прямой демократии». Был сформирован научно-экспертный совет в составе известных
специалистов и теоретиков конституционного права, которым поручено подготовить
концепцию проведения КАУ.
И вот, 1 апреля Президент назначает заместителем главы
Администрации Президента Марину Ставнийчук, которую можно назвать чуть ли не
единственным практиком-конституционалистом в Украине. Будучи членом
Венецианской комиссии, она активно комментировала ход судебной реформы, решение
Конституционного суда, саму идею Конституционной ассамблеи.
Больше того, Ставнийчук предложила собственную модель
проведения КАУ и свое видение конституционно-правовой модернизации страны. В
частности, предлагается рассматривать ассамблею не просто как совещательный
орган при президенте, а как площадку широкой гражданской дискуссии, где на
разных уровнях будут принимать участие: а) власть и оппозиция; б) политические
партии (парламентские и внепарламентские); в) НПО и экспертное сообщество.
Также следует отметить, что в понимании Ставнийчук
«конституционно-правовая модернизация» не ограничивается изменениями в
Конституцию или ее новой редакцией. «В нынешних условиях, - пишет она,
- целесообразно обеспечить усовершенствование (изменения) отдельных положений
(разделов) Основного Закона государства с дальнейшим их развитием путем
принятия соответствующих конституционных законов, других актов законодательства
Украины, подзаконных нормативно-правовых актов и, безусловно, качественное
внедрение принятых новелл на практике.
Первым шагом конституционно-правовой реформы должна стать
модернизация института выборов, ведь избирательная система является модулятором
будущей политической системы. Нельзя откладывать и проведение истинной
судебно-правовой реформы, призванной обеспечивать защиту прав и свобод человека
и гражданина. Предметом конституционной модернизации должны также стать местное
самоуправление, территориальная организация, административная реформа».
Если президентский указ о назначении Ставнийчук означает
принятие Виктором Януковичем именно такого представления о
конституционно-правовой модернизации и искреннем желании его реализовать, то в
ближайшее время мы станем свидетелями качественного обновления
внутриполитического курса государства.
Виталий Кулик,
«ForUm», 05 апреля 2011 г .
//for-ua.com/authornews/2011/04/05/070239.html
//neftegaz.ru/anticrisis/view/804
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар