середу, 6 січня 2010 р.

Виктор Янукович: Назваться демократом не означает быть им


Глава Партии регионов, кандидат в президенты Украины Виктор Янукович дал интервью австрийскому изданию Die Presse, фрагменты из которого мы предлагаем вашему вниманию.

- В украинской прессе пишут, будто Бог добр к вам, потому что «наградил» премьер-министра Тимошенко экономическим кризисом. Сами вы не участвуете в теледебатах, и все, что вам нужно, чтобы удерживать рейтинг, - нападать на правительство. Это правда?

- Не совсем. Я, естественно, молюсь, чтобы народ начал лучше жить. К сожалению, последние пять лет им руководит непрофессиональная команда. Вместе с финансовым кризисом это привело к тому, что жизнь и состояние экономики ухудшились. А поскольку власти предержащие обманывают людей, то и заработали 85 процентов недоверия. Ситуация стабилизировалась лишь тогда, когда в 2006-2007 гг. я был премьером.

- Очень сложной проблемой является Конституция, в которой запрограммирована патовая ситуация в отношениях между главой правительства и главой государства. Система бы заработала, если б президент привлек на свою сторону парламент. В случае победы вы будете менять Конституцию или провозгласите досрочные парламентские выборы?

- Я предложу изменения в Конституцию. Если парламент их не утвердит, я объявлю новые выборы.

- Вы могли бы и референдум организовать. Что бы вы спросили у людей?

- По поводу референдума я еще не решил. Возможно, хватит совещательного референдума, чтобы посмотреть, к какой системе стремится народ. На мой взгляд, ситуация требует сильного президента.

- Народ может думать иначе…

- Я подчинюсь его воле. Самым важным мне кажется - расширить права регионов и покончить с назначением руководителей местного самоуправления из Киева.

- Украина сильно пострадала от экономического кризиса. Как вы собираетесь преодолевать проблемы в экономике?

- Экономическую программу мы разработали в 2007 году и теперь только должны расставить новые приоритеты. Требуются инновационная и инвестиционная модели. Богатая ресурсами страна не имеет права остаться сырьевым придатком других государств, а должна сама больше перерабатывать. Следует развивать внутренний рынок и инфраструктуру, эффективно использовать финансовые ресурсы.

- Ситуация требует экономного курса. Но вы, в частности, пообещали военным поднять в 2010 году зарплаты на 40 процентов. Почему вы точно так же мало говорите людям правду о катастрофическом положении?

- Я постоянно об этом говорю. Однако эффективное использование финансовых ресурсов предусматривает системный подход, а не выборочный, как у Тимошенко.

- Если почитать вашу программу и программу Тимошенко, то не видно никакой разницы…

- Разница в том, что я способен реализовать программу и уже демонстрировал это…

- В 2004 году народ сделал внушительный шаг в политическом самосознании. Вы тогда были по другую сторону… Какой урок вы для себя извлекли?

- Я понял, что народ нельзя обманывать так, как это делали «оранжевые» лидеры. Народ мечтал о качественной жизни, демократии, правах человека, о правовом государстве и преодолении коррупции. Сейчас же Украина  одна из самых коррумпированных стран в мире, процветает своеволие бюрократов. В 2004-м был переворот. Были украдены голоса у той половины украинцев, которые стояли за мной.

- Но почему люди вышли на улицы?

- Потому что после развала Советского Союза накопилось бесчисленное количество вопросов, касающихся организации нашей жизни. Я тоже поднимал многие из этих вопросов. Я не могу взять на себя ответственность за все 15 лет работы правительства, а лишь за те пять, когда работал я.

- За вами стоит восток страны. Как вы хотите получить поддержку «оранжевого» запада? Ведь выбранные на местах губернаторы могут отказываться исполнять решения центра…

- Мой рейтинг в Западной Украине существенно вырос. Люди поняли, что их поводыри в 2004-м, конечно, правильно уловили их настроения, но потом злоупотребили их доверием. Назваться демократом еще не означает им быть.

- Наблюдатели думают-гадают, как вы выведете страну из ее нынешнего «возбужденного» состояния. Вы планируете усиливать демократические институты или авторитарную властную вертикаль?

- Нам требуется защита прав человека, собственности, инвестиций, реформа правосудия и банковского сектора. А без сильной власти демократические институты сейчас не удастся усилить.

- Пожалуйста, конкретнее…

- У меня имеется управленческий опыт. Система власти будет функционировать тогда, когда власти предержащие будут сурово придерживаться законов.

- Люди спрашивают себя, как им доверять тому, кто был дважды судим и за кем стоит самый богатый олигарх Украины Ринат Ахметов…

- Еще во времена тоталитарной советской системы после двух приговоров меня объявили в 1978 году невиновным и приняли в Коммунистическую партию. Как директор большого предприятия я имел доступ ко всем государственным тайнам. Дважды был премьером. Зачем же теперь ограничивать мои права? Я что, не человек? Ахметов  тоже человек, между прочим, создавший 120 тысяч рабочих мест.

- Люди возмущены, что кучка олигархов контролирует почти все их имущество. Как вы будете решать этот вопрос?

- Реприватизация была бы безумием. Что касается идеи доплачивать задним числом за когда-то, возможно, дешевле проданные государственные предприятия: здесь независимая система должна расследовать, были ли нарушены во время приватизации принципы оценивания и имела ли место коррупция. Когда что-то выяснится, тогда нужно будет осуществлять доплаты.

- Москва размышляет над тем, чтобы иметь возможность без согласования с Советом Федерации использовать войска за пределами страны и стремится воспрепятствовать вступлению Украины в НАТО…

- Украина является независимым государством.

- Путин так не считает.

- Я думаю, что у нас есть собственное государство и свои национальные интересы - и всегда будут. Сейчас мы не видим насущной потребности в присоединении к НАТО и сохраняем нейтралитет. Но необходима новая концепция европейской архитектуры безопасности с привлечением России.

- Но некоторым государствам ЕС Россия представляется «непредсказуемым медведем», понимаете?

- В спорте я всегда был тяжеловесом. Силе нужно противопоставлять не страх, а уважение. И внимательность.

- Следует ли Украине становиться ассоциированным членом Евросоюза?

- Членство является нашей целью. Но это зависит в первую очередь от самой Украины, от того, насколько она к нему готова.

06.01.2010 г.
Подготовил Владимир СТЕПАНОВ
//kp.ua/daily/060110/209221/

____________
Відео. Урочистості з нагоди
Дня Свободи 22.01.2010 р.:

Немає коментарів: