пʼятниця, 14 січня 2011 р.
Конституционная игрушка для Януковича
Виктор Янукович порадовал страну очередной конституционной инициативой.
1 октября 2010 года с подачи Партии
регионов КС одним махом поменял новый Основной
закон на старый.
И вот теперь Виктор Федорович вдруг решил создать целую Конституционную
ассамблею, чтобы внести некие изменения в то, что осталось от украинской Конституции.
Президент вдруг понял, что для реформирования Основного закона
надо привлекать не только 11 судей КС, но и «широкие круги общественности». На первом
заседании недавно сотворенной Комиссии по укреплению демократии Янукович заявил, что в ближайшее время «начнет работу
над созданием модели Конституционной ассамблеи».
По словам Президента, «ассамблея станет эффективным совещательным
механизмом, который позволит согласовать позиции специалистов по конституционному
праву, политических экспертов, политиков и общественности для совершенствования
отдельных положений Конституции».
Как это делал Ющенко
Честно говоря, идея Януковича для Украины далеко не нова. Во-первых,
подобный орган,
собственно, писал действующую Конституцию в середине 90-х. Но кто старое помянет,
тому глаз вон. Чуть больше трех лет назад Президент Виктор Ющенко, создавал практически
идентичную структуру – Национальный
конституционный совет. Кстати, Янукович вообще любит использовать приемы
Виктора Андреевича. Комиссия по укреплению демократии и верховенства права также
была изобретена
Ющенко в 2005 году. Даже главой ее у Виктора Андреевича был все тот же Сергей
Головатый, который занимает ту же должность в комиссии Януковича.
Итак, давайте вспомним, как это все было у Виктора Ющенко. На
третий год своих полномочий он вдруг понял, что отменить политреформу у него не
получится, а потому затеял смелую эпопею с принятием новой Конституции Украины.
Сразу после досрочных парламентских выборов 2007 года, в конце декабря, он издал
указ №1294/2007 о Национальном конституционном совете.
Согласно уставу этого органа, его главой был сам Президент, секретарем
Ющенко назначил Марину Ставнийчук, а в состав совета вошли аж 97 человек. В принципе,
совет тогда получился представительным – много общественных деятелей, экспертов,
юристов, ученых, политиков и представителей всех парламентских фракций. Правда,
собрать совет в более-менее полном составе получилось всего раз – на учредительное
собрание 21 февраля 2008 года. Да и то заседание, по утверждению его участников,
было чисто формальным: создали рабочую группу, которая и должна была заняться разработкой
проекта Конституции для последующего утверждения его всей комиссией.
Но, как и большинство подобных начинаний Виктора Андреевича,
из всего этого получился большой и красивый «пшик». Представители практически всех
партий – Александр Лавринович от ПР, Михаил Сирота от Блока Литвина, Сергей Соболев
от БЮТ и многие другие участники комиссии сразу же заговорили о политической ангажированности
всего этого дела, и особых перспектив в нем не видели. Виктор Андреевич якобы хотел
написать Конституцию под себя, естественно, оппонентам такие интенции были не по
душе. Понятно, что они сразу заявили, что шансов пройти через парламент у детища
комиссии не будет.
Пока эксперты дискутировали о том, можно ли принимать новую Конституцию
или только поправки к старой, какова роль референдума в конституционном процессе
и можно ли во всей этой затее обойти Верховную Раду, рабочая группа разработала
некий документ, который и представили в качестве продукта работы всей Нацкомиссии.
Одним из главных идеологов и создателей проекта Основного Закона был нынешний глава
ЦИК Владимир Шаповал.
По сути, на этом все и закончилось. Не будем вас утруждать положениями
проекта Президента, это уже история. Ющенко вносил его на рассмотрение Верховной
Рады, издавал указ о его всенародном
обсуждении. Было даже заключение Венецианской
комиссии по поводу Ющенковского проекта. Но не было главного – поддержки его
инициатив со стороны БЮТ и Партии регионов, у которых было свое видение конституционной
реформы. А сил и рейтинга обойти парламент Виктор Андреевич не имел. Тем более,
что над ним все время нависал «дамоклов меч» коалиции ПРиБЮТ, а в Европе четко дали
понять, что никакой конституционный референдум не пройдет.
Янукович снова берется
за Конституцию
С первых дней на посту Президента Виктор Янукович не прекращал
говорить о планах конституционной реформы. Тяжело было понять, чего точно хочет
гарант Конституции, но все вылилось в отмену политреформы. В принципе, больше ему
ничего и не надо было. Но в тот же день, когда КС огласил свой вердикт, Виктор Федорович
заявил, что конституционная реформа будет продолжаться. За что его даже похвалили
в Европе. Похвалить похвалили, но напуганные блицкригом Януковича в КС европейцы
во всех своих рекомендациях Украине настойчиво рекомендовали больше так не делать.
А Венецианская комиссия в своем заключении по поводу конституционной
ситуации в Украине после отмены политреформы несколько раз намекнула Виктор
Федоровичу, что парламент в конституционном процессе обойти нельзя. К тому же порекомендовала
усиливать парламентаризм.
В другом решении Венецианской комиссии , уже по поводу судебной реформы,
эксперты даже подробно прописали, что и как надо менять в Конституции в этой сфере.
Не будем гадать, насколько все это нужно самому Виктору Януковичу
и столь ли важно для него затевать очередную конституционную реформу – конечно,
не считая увеличения сроков полномочий себе любимому или нынешнему послушному парламенту.
Пока что из уст чиновников мы слышали лишь слова об изменениях в плане судоустройства:
мол, правки в Конституцию станут вторым этапом судебной реформы. Но, с одной стороны,
после принятия закона о судоустройстве и статусе судей у Виктора Федоровича и так
сконцентрированы все возможности влияния на Фемиду. С другой стороны, подготовка
первого этапа судебной реформы четко показала, что власти не очень-то интересно
мнение общественности.
Да, создали рабочую группу во главе с Лавриновичем, включили
туда известных юристов и ученых. Но их предложения там были никому не интересны.
Один из участников той группы, профессор Николай Козюбра, откровенно рассказывал «Главкому»,
что предложения экспертов там никто не учитывал. Фактически, что подготовили в кабинете
Лавриновича и на Банковой, то и приняла Рада, прикрывшись неким благословением целой
рабочей группы.
В принципе, аналогичная ситуация и с другой рабочей группой –
по реформированию избирательного законодательства. Туда тоже включили независимых
экспертов и оппозиционеров, но, как недавно рассказал нам нунсовец Юрий Ключковский,
никто их предложения серьезно там не воспринимает.
Блеф для Европы?
Исходя из такого подхода команды Виктора Федоровича к работе,
несложно предположить, что аналогичная участь ожидала бы и анонсированную Конституционную
ассамблею. Создаст Президент ассамблею, включит туда стандартный набор экспертов,
депутатов и политиков, даже, возможно, из оппозиции. Соберутся они на одно или два
заседание. А дальше все: проект изменений разработают в нужных кабинетах, благословят
от имени ассамблеи, покажут Европе, пустят на всенародное обсуждение и передадут
в парламент.
Как бы то ни было, такой вариант предполагает, что результатом
работы ассамблеи станет какой-то адекватный проект, причем его обязательно надо
будет принять в парламенте. Лишать себя полномочий Виктор Янукович явно не собирается,
а за усиление Президента в Раде 300 голосов даже в нынешнем составе наскрести довольно
сложно. Да и голосов под судебную реформу в ее видении от Партии регионов нынешний
парламент может не дать.
А потому более вероятным является другое объяснение создания
Конституционной ассамблеи – замыливание глаз Европе. Хотят там продолжения конституционной
реформы в Украине, да еще и с участием общества и оппозиции – пожалуйста, получите.
Президент создаст ассамблею, включит туда всех, кого только можно, и пусть там себе
что-то рассматривают. Опыт Ющенко показывает: от ассамблеи с реальными дискуссиями
и различием мнений, где идеи сторон дискуссии не игнорируют, а объективно анализируют
и учитывают, получить компромиссный продукт практически невозможно. Заговорить,
устроить показуху, прикрыться именем ассамблеи в своих целях – да, а подготовить
хороший продукт, который поддержит парламент – извольте. Так эти дела у нас делаются.
Опыт последних месяцев, например, принятия Налогового кодекса
и других законов показывает, что у власти вообще нет желания идти на любой компромисс
с кем бы то ни было, а уж тем более с оппозицией. Думать, что в вопросе конституционной
реформы что-то пойдет не по накатанному сценарию, пока не приходится. Так что будем
ждать нового увлекательного сериала «Конституционная ассамблея-2». Первую часть
мы уже посмотрели при Ющенко.
14.01.2011 г.
Виталий Червоненко,
«Главком»
//glavcom.ua/articles/2605.html
Рисунок Игоря Лукьянченко,
«Газета по-киевски»
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар