пʼятниця, 14 січня 2011 р.

Конституционная игрушка для Януковича


Виктор Янукович порадовал страну очередной конституционной инициативой. 1 октября 2010 года с подачи Партии регионов КС одним махом поменял новый Основной закон на старый. 

И вот теперь Виктор Федорович вдруг решил создать целую Конституционную ассамблею, чтобы внести некие изменения в то, что осталось от украинской Конституции.

Президент вдруг понял, что для реформирования Основного закона надо привлекать не только 11 судей КС, но и «широкие круги общественности». На первом заседании недавно сотворенной Комиссии по укреплению демократии Янукович заявил, что в ближайшее время «начнет работу над созданием модели Конституционной ассамблеи».

По словам Президента, «ассамблея станет эффективным совещательным механизмом, который позволит согласовать позиции специалистов по конституционному праву, политических экспертов, политиков и общественности для совершенствования отдельных положений Конституции».

Как это делал Ющенко

Честно говоря, идея Януковича для Украины далеко не нова. Во-первых, подобный орган, собственно, писал действующую Конституцию в середине 90-х. Но кто старое помянет, тому глаз вон. Чуть больше трех лет назад Президент Виктор Ющенко, создавал практически идентичную структуру – Национальный конституционный совет. Кстати, Янукович вообще любит использовать приемы Виктора Андреевича. Комиссия по укреплению демократии и верховенства права также была изобретена Ющенко в 2005 году. Даже главой ее у Виктора Андреевича был все тот же Сергей Головатый, который занимает ту же должность в комиссии Януковича.

Итак, давайте вспомним, как это все было у Виктора Ющенко. На третий год своих полномочий он вдруг понял, что отменить политреформу у него не получится, а потому затеял смелую эпопею с принятием новой Конституции Украины. Сразу после досрочных парламентских выборов 2007 года, в конце декабря, он издал указ №1294/2007 о Национальном конституционном совете.

Согласно уставу этого органа, его главой был сам Президент, секретарем Ющенко назначил Марину Ставнийчук, а в состав совета вошли аж 97 человек. В принципе, совет тогда получился представительным – много общественных деятелей, экспертов, юристов, ученых, политиков и представителей всех парламентских фракций. Правда, собрать совет в более-менее полном составе получилось всего раз – на учредительное собрание 21 февраля 2008 года. Да и то заседание, по утверждению его участников, было чисто формальным: создали рабочую группу, которая и должна была заняться разработкой проекта Конституции для последующего утверждения его всей комиссией.

Но, как и большинство подобных начинаний Виктора Андреевича, из всего этого получился большой и красивый «пшик». Представители практически всех партий – Александр Лавринович от ПР, Михаил Сирота от Блока Литвина, Сергей Соболев от БЮТ и многие другие участники комиссии сразу же заговорили о политической ангажированности всего этого дела, и особых перспектив в нем не видели. Виктор Андреевич якобы хотел написать Конституцию под себя, естественно, оппонентам такие интенции были не по душе. Понятно, что они сразу заявили, что шансов пройти через парламент у детища комиссии не будет.

Пока эксперты дискутировали о том, можно ли принимать новую Конституцию или только поправки к старой, какова роль референдума в конституционном процессе и можно ли во всей этой затее обойти Верховную Раду, рабочая группа разработала некий документ, который и представили в качестве продукта работы всей Нацкомиссии. Одним из главных идеологов и создателей проекта Основного Закона был нынешний глава ЦИК Владимир Шаповал.

По сути, на этом все и закончилось. Не будем вас утруждать положениями проекта Президента, это уже история. Ющенко вносил его на рассмотрение Верховной Рады, издавал указ о его всенародном обсуждении. Было даже заключение Венецианской комиссии по поводу Ющенковского проекта. Но не было главного – поддержки его инициатив со стороны БЮТ и Партии регионов, у которых было свое видение конституционной реформы. А сил и рейтинга обойти парламент Виктор Андреевич не имел. Тем более, что над ним все время нависал «дамоклов меч» коалиции ПРиБЮТ, а в Европе четко дали понять, что никакой конституционный референдум не пройдет.

Янукович снова берется за Конституцию

С первых дней на посту Президента Виктор Янукович не прекращал говорить о планах конституционной реформы. Тяжело было понять, чего точно хочет гарант Конституции, но все вылилось в отмену политреформы. В принципе, больше ему ничего и не надо было. Но в тот же день, когда КС огласил свой вердикт, Виктор Федорович заявил, что конституционная реформа будет продолжаться. За что его даже похвалили в Европе. Похвалить похвалили, но напуганные блицкригом Януковича в КС европейцы во всех своих рекомендациях Украине настойчиво рекомендовали больше так не делать. А Венецианская комиссия в своем заключении по поводу конституционной ситуации в Украине после отмены политреформы несколько раз намекнула Виктор Федоровичу, что парламент в конституционном процессе обойти нельзя. К тому же порекомендовала усиливать парламентаризм.

В другом решении Венецианской комиссии , уже по поводу судебной реформы, эксперты даже подробно прописали, что и как надо менять в Конституции в этой сфере.

Не будем гадать, насколько все это нужно самому Виктору Януковичу и столь ли важно для него затевать очередную конституционную реформу – конечно, не считая увеличения сроков полномочий себе любимому или нынешнему послушному парламенту. Пока что из уст чиновников мы слышали лишь слова об изменениях в плане судоустройства: мол, правки в Конституцию станут вторым этапом судебной реформы. Но, с одной стороны, после принятия закона о судоустройстве и статусе судей у Виктора Федоровича и так сконцентрированы все возможности влияния на Фемиду. С другой стороны, подготовка первого этапа судебной реформы четко показала, что власти не очень-то интересно мнение общественности.

Да, создали рабочую группу во главе с Лавриновичем, включили туда известных юристов и ученых. Но их предложения там были никому не интересны. Один из участников той группы, профессор Николай Козюбра, откровенно рассказывал «Главкому», что предложения экспертов там никто не учитывал. Фактически, что подготовили в кабинете Лавриновича и на Банковой, то и приняла Рада, прикрывшись неким благословением целой рабочей группы.

В принципе, аналогичная ситуация и с другой рабочей группой – по реформированию избирательного законодательства. Туда тоже включили независимых экспертов и оппозиционеров, но, как недавно рассказал нам нунсовец Юрий Ключковский, никто их предложения серьезно там не воспринимает.

Блеф для Европы?

Исходя из такого подхода команды Виктора Федоровича к работе, несложно предположить, что аналогичная участь ожидала бы и анонсированную Конституционную ассамблею. Создаст Президент ассамблею, включит туда стандартный набор экспертов, депутатов и политиков, даже, возможно, из оппозиции. Соберутся они на одно или два заседание. А дальше все: проект изменений разработают в нужных кабинетах, благословят от имени ассамблеи, покажут Европе, пустят на всенародное обсуждение и передадут в парламент.

Как бы то ни было, такой вариант предполагает, что результатом работы ассамблеи станет какой-то адекватный проект, причем его обязательно надо будет принять в парламенте. Лишать себя полномочий Виктор Янукович явно не собирается, а за усиление Президента в Раде 300 голосов даже в нынешнем составе наскрести довольно сложно. Да и голосов под судебную реформу в ее видении от Партии регионов нынешний парламент может не дать.

А потому более вероятным является другое объяснение создания Конституционной ассамблеи – замыливание глаз Европе. Хотят там продолжения конституционной реформы в Украине, да еще и с участием общества и оппозиции – пожалуйста, получите. Президент создаст ассамблею, включит туда всех, кого только можно, и пусть там себе что-то рассматривают. Опыт Ющенко показывает: от ассамблеи с реальными дискуссиями и различием мнений, где идеи сторон дискуссии не игнорируют, а объективно анализируют и учитывают, получить компромиссный продукт практически невозможно. Заговорить, устроить показуху, прикрыться именем ассамблеи в своих целях – да, а подготовить хороший продукт, который поддержит парламент – извольте. Так эти дела у нас делаются.

Опыт последних месяцев, например, принятия Налогового кодекса и других законов показывает, что у власти вообще нет желания идти на любой компромисс с кем бы то ни было, а уж тем более с оппозицией. Думать, что в вопросе конституционной реформы что-то пойдет не по накатанному сценарию, пока не приходится. Так что будем ждать нового увлекательного сериала «Конституционная ассамблея-2». Первую часть мы уже посмотрели при Ющенко.

14.01.2011 г.
Виталий Червоненко, «Главком»
//glavcom.ua/articles/2605.html
Рисунок Игоря Лукьянченко, «Газета по-киевски»

Немає коментарів: