пʼятниця, 27 травня 2011 р.
Виктор Мусияка: Целью изменений в Конституцию может быть третий срок Януковича
Не успела страна
привыкнуть к «новой-старой» Конституции 1996 года, как на Банковой заговорили
об очередных изменениях в многострадальном Основном Законе. С этой целью
Виктором Януковичем создана рабочая группа по организации Конституционной
Ассамблеи, которая и должна будет разработать проект этих изменений. Возглавил
группу первый президент Украины Леонид Кравчук, так как созыв Ассамблеи был
подан как его идея. О подводных камнях конституционного процесса, порядке
формирования и деятельности Ассамблеи, возможном расширении полномочий Януковича
и его третьем президентском сроке НБН расспросил Виктора Мусияку – известного
эксперта по конституционному праву, члена группы научных консультантов при
рабочей группе Кравчука.
- Виктор
Лаврентьевич, зачем вообще вносить в Конституцию новые изменения? Ведь не так
давно страна вернулась к Конституции 1996 года…
Решение Конституционного Суда по возвращению к старой Конституции
– это конституционный переворот. Сейчас наша власть фактически нелегитимна – ведь
она действует согласно тексту Конституции, который был возобновлен неконституционным
способом.
А от парламента осталось только название, что это представительский
орган народа, а не власти. Ясно, что эти процессы должны быть освящены тем, что
власть легитимно функционирует.
Эта легитимация может пройти через внесение новых изменений в
Конституцию, их одобрение парламентом и, думаю, народом, путем всеукраинского референдума.
Именно этот процесс и инициируется.
Хотя идея созыва Конституционной Ассамблеи существует уже давно.
Я, например, являюсь членом одной из организаций, в которую входят специалисты по
конституционному праву. Мы предлагаем, чтобы Конституционная Ассамблея избиралась
непосредственно народом, разрабатывала изменения в Конституцию, которые потом освящались
бы на всеукраинском референдуме. Вот тогда бы мы получили такую «железную» Конституцию,
что к ней никто не смог бы подкопаться…
Хотелось бы, чтобы не менее половины членов Ассамблеи были профессиональными
юристами, имеющими авторитет в государстве, и не занимали никаких должностей в органах
власти. Естественно, исключить какое-то политическое влияние на них невозможно,
но его хотя бы можно постараться минимизировать.
Как бы там ни было, сложно рассчитывать на то, что идея конституционного
процесса в этих условиях, – при тех субъектах, что сейчас у власти, – будет идти
строго в русле интересов народа. Однако мы уже зашли слишком далеко в нарушениях
Конституции, мы фактически сделали нелегитимной не только власть, но и само государство,
и эти дефекты, конечно, надо исправлять.
- А Вам не кажется,
что власть не слишком заботится о таких высоких материях, как «легитимация
государства», а банально хочет перераспределить полномочия в свою пользу?
- Есть вероятность и такого развития событий вокруг Конституционной
Ассамблеи. Я не исключаю даже, что могут возвратиться к предложенному еще Виктором
Ющенко проекту Конституции… В этом проекте была предложена такая система власти,
о которой не мечтали ни Кучма, ни Янукович, с огромнейшими полномочиями президента.
К тому же власти надо как-то легитимировать
то, что она называет «судебной реформой» – и эти положения тоже попытаются вписать
в Конституцию.
- Как Вы думаете,
власть будет менять Конституцию лишь в способ, предусмотренный самой
Конституцией, или попытается, к примеру, принять принципиально новую
Конституцию на референдуме? Благо, всегда найдется масса ораторов, которые
будут доказывать, что проще не менять Основной Закон, а принять вместо него
новый.
- Это мы увидим до момента начала работы Конституционной Ассамблеи,
когда будут определены ее задания и порядок работы. Исходя из того, что говорил
президент, того, что говорил Кравчук, это будет что-то похожее на замыслы Ющенко.
В одном предложении говорится об «изменениях в Конституцию», в следующем – о «новой
редакции Конституции», в следующем за ним – о «новой Конституции»…Для меня как для
юриста это три разные вещи!
Тем более, если начнутся разговоры о принятии абсолютно новой
Конституции на референдуме, который, казалось бы, является самой что ни на есть
прямой формой народовластия. Но, к сожалению, история знает немало примеров, когда
через референдум к власти приходили тоталитарные режимы…
- Так изменения в Конституцию
лучше принимать в парламенте или на референдуме?
- И парламент может ошибаться, и народ может ошибаться. Но другого
пути нет, кроме конституционного. То есть, вносим изменения через парламент. Если
они будут касаться первого, третьего или тринадцатого разделов Конституции – тогда
надо проводить референдум. И если кто-то захочет обойти парламент, это будет неконституционно.
- По какому принципу лучше
формировать Ассамблею: назначать ее членов должен парламент или президент? Ведь
Венецианская комиссия, оценивая проект Сергея Головатого, указала, что избрание
членов Ассамблеи в парламенте более правильно, чем их назначение главой государства.
- Лично я предлагал, чтобы различные институции (Академия наук,
Союз адвокатов, Союз юристов и т.д.) избирали делегатов в Ассамблею от себя. Пойдет
ли таким путем комиссия Кравчука, пока неизвестно. К тому же, можно было бы делегировать
в Ассамблею представителей политических партий (но не самих депутатов), чтобы они
там составляли процентов пятнадцать от общего числа членов Ассамблеи.
Примерно столько же процентов состава мог бы назначать и президент.
- Существование Конституционной
Ассамблеи не предусмотрено Конституцией Украины. Какой статус получит этот орган?
Кому он будет подчиняться?
- Наша группа научных консультантов исходила из того, что Ассамблея
будет независимым и самостоятельным образованием, которое должно разработать текст
изменений в Конституцию.
Результаты его работы будут рассмотрены субъектами конституционного
процесса, то есть президентом и Верховной Радой. Ассамблея как орган будет создана
указом Президента, в указе надо также отметить, что все органы государственной власти
обязаны оказывать необходимую помощь Ассамблее, и должно быть определено финансирование,
я полагаю, из средств, выделенных на президента.
- Члены Ассамблеи будут
получать зарплату?
- Никакой зарплаты не будет, поскольку люди будут работать на
общественных началах.
- Когда Ассамблея может
быть создана?
- Я думаю, это вполне реально сделать до июля. В конце июня можно
было провести первое организационное заседание и начать реальную работу с сентября.
- Какой вы видите оптимальную
численность Ассамблеи? И сколько времени ей понадобится на выработку конечного проекта
изменений в Конституцию?
- Думаю, в составе Ассамблеи должно быть около 100-120 человек.
До Нового года надо выделить время на наработку концепции изменений
в Конституцию, после чего документ надо передать на всенародное обсуждение. Я уверен,
что все члены Ассамблеи должны выехать в регионы, встречаться с избирателями, с
представителями самых разных организаций и обсуждать с ними предложенную концепцию.
И примерно перед Новым годом было бы логично провести консультативный
референдум. И, если люди одобрят концепцию, то 2012 год посвятить разработке конкретных
изменений в Конституцию и, возможно, еще и конституционных законов.
Перед выборами в парламент осенью 2012-го все наработки надо
передать президенту, чтобы он как субъект законодательной инициативы предложил их
новой Раде. И на первой сессии новой ВР, к примеру, в январе можно предварительно
одобрить изменения, а на второй сессии, в феврале – окончательно.
- А если будет принято
политическое решение успеть до выборов 2012 года?
- Это зависит от реального масштаба работ. Когда мы готовили
проект Конституции в 1996 году, мы работали с утра до ночи. Поэтому интенсифицировать
работу, конечно, можно. Можно закончить и за год, тем более что работа начинается
не с нуля, уже есть масса наработок. Но первый этап – решающий – это разработка
концепции и ее всенародное обсуждение.
- Конституционной реформой
начали заниматься сразу несколько органов: появился проект комиссии Сергея Головатого,
потом была создана комиссия Кравчука, потом Марина Ставнийчук была назначена ответственной
за изменения Конституции в структуре Администрации Президента. Все эти органы работают
согласовано или конфликты возникают?
- Я не знаю, какой будет роль этих субъектов в процессе работы
Конституционной Ассамблеи, но последнее слово должно быть именно за ней. Все, у
кого есть какие-то предложения или идеи, должны подавать их в Ассамблею. Это я веду
к тому, что никто никому ничего не должен навязывать.
Меня удивило, что Венецианская комиссия дала выводы относительно
проекта комиссии Головатого. А если завтра еще кто-то что-то разработает, Венецианская
комиссия что, обязана тоже давать выводы?..
Комиссия Головатого – всего лишь консультативный орган и Головатый
лишь благодаря своим связям в Европе смог организовать быструю реакцию Венецианской
комиссии на свой документ.
- Если в Конституцию будут
внесены какие-то изменения, это в перспективе может стать основой для различных
«маневров» вокруг Основного Закона, таких, каким в свое время был третий срок Кучмы?
- Я не исключаю ничего. И как только начались разговоры об изменениях
в Конституцию, я сказал, что их целью может стать третий срок президента, ведь решение
КС по этому вопросу уже есть.
- А может быть еще одной
целью дальнейшее укрепление президентской власти?
- Решение Конституционного Суда, вернувшее Конституцию 1996 года,
не вызвало особой реакции у главы государства – хотя он как гарант Конституции должен
был поставить КС на место. ВР тоже никак не отреагировала, а лишь сразу «побежала»
продлевать свой срок работы.
Поэтому я не исключаю, что ставится цель создать абсолютистский
режим. Причем это делает окружение президента, которое за его спиной хочет манипулировать
денежными потоками, бюджетными средствами и т.д. – а отвечать за все будет лично
Янукович.
27.05.2011
Милан Лелич, НБН
//nbnews.com.ua/tema/1926/
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар