Судя по всему, люди, которых Виктор Янукович отстранил от создания
Конституционной Ассамблеи, пошли в контратаку, сыграв на опережение.
Конституционный спектакль
Януковича
Вспомним, как 21 февраля Виктор Янукович на пару с Леонидом Кравчуком
разыграли прекрасный
спектакль на тему Конституционной Ассамблеи. Президент тогда на полном серьезе
пытался «втюхать» журналистам, да и всему народу, что к нему тут недавно пришел
Леонид Макарович с предложением создать Конституционную Ассамблею. Мол, первый Президент
пришел к четвертому и «підступно» нашептал на ухо, что надо срочно переписать Конституцию.
И лучше всего это сделает президентская Ассамблея под чутким контролем самого Кравчука.
Люди, знающие, как на самом деле шла подготовка этого вопроса, только посмеялись
с этого фарса. Зато уважаемые политики, которые уже грезили себя в роли великих
конституционных реформаторов, чуть ли не волосы на себе рвали от злости.
Но, что поделаешь, Президент определился со своим выбором, дал
полный карт-бланш на создание Конституционной Ассамблеи Кравчуку. Тот ответил -
«Есть!», пообещав, что до 24 августа его научно-экспертная группа
предоставит Президенту все организационные документы, и на День Независимости Янукович
даст старт конституционной реформе. Короче говоря, экспертная группа разошлась,
и, как мы полагаем, приступила к разработке проекта Конституционной Ассамблеи. По
крайней мере, так говорил журналистам и Президент, и Леонид Кравчук.
Подножка Януковичу или
вон Кравчука?
Кто же тот человек, который, возможно, за спиной Президента,
пока его экспертная группа только думает, чего бы такого в проект Конституционной
Ассамблеи вписать, взял, да и передал европейцам готовый документ? Мало того, по
утверждению источников «Главкома», Венецианская комиссия рассмотрит его на своем
ближайшем заседании 25-26 марта.
Перечень возможных инициаторов такого финта достаточно широк
– начиная от ПАСЕ, заканчивая различными украинскими чиновниками. Но, прочитав несколько
первых абзацев документа, сразу становится понятно, откуда уши растут.
Итак, во вступлении указано, что на первом пленарном заседании
Комиссии по укреплению
демократии и утверждению верховенства права Президент Украины говорил об острой
необходимости «системной конституционной реформы». И дабы проводить реформы, говорится
в документе, именно Президент Украины предложил членам этой самой комиссии начать
разработку концепции создания «модели Конституционной Ассамблеи». Реагируя на высочайшую
просьбу Главы государства, Комиссия по укреплению демократии и утверждению верховенства
права на втором пленарном заседании 16 февраля 2011 года рассмотрела и утвердила
текст «Концепции создания и функционирования Конституционной Ассамблеи Украины».
То есть, Концепция вышла из недр именно этой комиссии, а, учитывая, что ее глава
- нардеп из фракции Партии регионов Сергей Головатый еще и представитель ПАСЕ в
Венецианской комиссии, не сложно догадаться, кто занес туда документ. Это предположение
подтвердили «Главкому» источники в комиссии Головатого.
Еще один выплывший нюанс – Концепция была утверждена президентской
Комиссией еще 16 февраля, а 21-го Янукович рассказывал нам басни о гениальном и
инициативном Леониде Кравчуке. Или Президент в очередной раз слукавил, или он вообще
ведать не ведает, что творится в созданных им рабочих органах и комиссиях.
Но вернемся к нашим баранам. Логика людей, направивших документ
в Венецианскую комиссию, достаточно проста – там готовую концепцию рассмотрят в
конце марта, и, очевидно, дадут позитивное заключение. С европейским одобрением
можно будет приходить к Президенту, поставив его перед фактом. Мол, концепция уже
понравилась европейцам, а потому не выдумывайте велосипед на кравчуковской группе,
давайте создавать Конституционную Ассамблею по нашему плану. Если, конечно, вы на
самом деле приверженец европейской интеграции и так далее и тому подобное.
Что же касается смысла представленной на суд Венецианской комиссии
Концепции, то, судя по всему, ее разрабатывали реальные специалисты в области конституционного
права. Авторы документа представили два типа конституционных ассамблей. Первый –
суверенные ассамблеи, которые сами Конституцию утверждают. Но нам такое не подходит.
Второй – несуверенная ассамблея, являющаяся лишь консультативным органом, и ее проект
изменений в Конституцию должен утверждать парламент.
Разработчики концепции четко обосновали, что в Украине Конституционная
Ассамблея может быть только консультативным органом для разработки системной конституционной
реформы. Продукт их работы Глава государства должен направить в Верховную Раду для
утверждения в четком соответствии с XIII разделом действующей Конституции Украины.
Как видим, комиссия Головатого усложняет любые инсинуации по поводу возможного утверждения
Основного Закона на референдуме в обход парламента.
Согласно проекту Комиссии Головатого, Конституционная Ассамблея
будет состоять из 100 членов: специалистов конституционного права, экспертов в других
отраслях права, политических экспертов, представителей партий и институтов гражданского
общества. Предлагается установить определенные квоты: не больше 30% политиков, в
строгом соответствии с парламентским распределением на оппозицию и коалицию; не
больше 40% юристов, политологов и представителей других социальных наук. Представителей
институтов гражданского общества должно быть не менее 15%.
Для разработки концепции реформирования Конституции и написания
самого текста поправок в недрах Ассамблеи должна быть создана специальная «Группа
Экспертов». В нее войдут 10 самых известных беспартийных ученых в области конституционного
права.
В Концепции комиссии Головатого указано, что Конституционная
Ассамблея в полном составе будет встречаться не реже, чем раз в три месяца. Ассамблею
должен возглавлять «Глава», который не может занимать никаких властных постов.
За организационную подготовку Конституционной Ассамблеи должен
отвечать «Организационный комитет», состоящий из 5-7 человек. Создать его должен
Президент Украины своим указом. Для сравнения – в научно-экспертной группе Кравчука
более 20 членов.
Эта концепция существенно отличается от того плана работы, который
согласовали Янукович и Кравчук. Источники «Главкома» пока не подтверждают, что Президенту
известно, что, фактически, от его имени кто-то направил в Европу какие-то документы.
При чем, в обращении к Венецианской комиссии вообще не сказано ни об указе Президента
о подготовке Конституционной Ассамблеи, ни о том, что по этому поводу уже создана
научно-экспертная группа.
Если же документ санкционирован Януковичем, то ситуация вообще
получается комической – европейцам конституционные инициативы показали, а своему
народу… забыли. Впрочем, суть этой интриги мы увидим в самое ближайшее время.
Предлагаем вам самим ознакомиться с неофициальным переводом Концепции
Конституционной Ассамблеи:
10.03.2011 г.
Виталий Червоненко, «Главком»
1 коментар:
18.01.2014 | Сергій Головатий
Конституційна асамблея: це 100 %
проект Віктора Медведчука
Колишній міністр юстиції Сергій Головатий різко виступив проти такої структури як «Конституційна асамблея», яка має напрацювати нову Конституцію України.
Він заявив, що ця юридична структура була створена за особистою ініціативою одіозного проросійського політика Віктора Медведчука.
Сергій Головатий глибоко впевнений, що «Конституційна асамблея - це «проект Медведчука» з самого початку. Ідею Конституційної асамблеї озвучив президент Янукович в січні 2012 року на інавгураційному засіданні комісії з верховенства права, яку я очолював. Його виступ щодо завдань цієї комісії готував я, але раптом від президента звучать слова, мною не писані: про те, що треба подумати про створення Конституційної асамблеї. Для мене це стало великою загадкою».
Далі Головатий продовжив:
«Проте два тижні виявилося достатньо, щоб напрацювати концепцію асамблеї як дорадчого органу. Я тоді взагалі не знав, до чого веде президент і чого він хоче. Я відіслав проект концепції на укладення до Венеціанської комісії. І тільки вже тому «мав неприємності». Після цього мені, як голові комісії з верховенства права, було заборонено безпосередньо звертатися до Венеціанської комісії за висновками. Тоді мені було сказано: «ще не час» давати хід цьому процесу. Відповідно - я зрозумів, що є якась стратегія, коли вже буде «саме час». Уявіть собі: три роки писали «концепцію нової Конституції»... Чи не абсурд?».
Тому, на думку Головатого, це все - «фіговий листок», щоб прикрити інтимне місце».
«Маю свою здогадку: проект вже нової Конституції давним-давно вже написаний. І ніким іншим, як «путінсько-медвечуківськими» структурами. І - для вкорінення «непідписання у Вільнюсі».
«Для цього влада за своєю суттю має залишитися незмінною в 2015 році», - припускає Головатий.
http://uapress.info/uk/news/show/14253
Дописати коментар