Немножко рановато
2000 продолжает
опрос известных в стране экспертов и людей с активной жизненной позицией
Вряд ли президент будет
ущемлять себя в полномочиях, уверен директор Агентства моделирования ситуаций Виталий БАЛА. Поэтому об идее
избрания главы государства парламентом можно забыть.
Можно ли рассматривать
эти слова как намек на то, что уже в скором будущем начнется широкое обсуждение
проекта конституционной реформы, который затем будет вынесен на референдум?
Есть ли у власти в нынешних условиях шанс провести нужные ей изменения в
Конституцию посредством референдума? Попытается ли государственное руководство
отменить всенародные выборы президента и перенести его избрание в парламент —
или Виктор Янукович (сохраняющий высокие шансы на переизбрание на всенародных
выборах) не решится на подобный шаг, способный вызвать возмущение в стране и за
рубежом?
— Широкое обсуждение изменений в Конституцию можно только
приветствовать. В этом случае желательно выйти за рамки Конституционной
Ассамблеи и привлечь к процессу всех заинтересованных лиц. В первую очередь —
экспертов, в том числе международных.
Но необходимо исходить из того, что на сегодня мы имеем
Конституцию, в которой любые изменения, сделанные без участия парламента, мягко
говоря, не совсем законны. Парламент в любом случае должен быть основным
участником процесса. Любой референдум по вопросу изменений в Основном Законе по
большому счету все равно
упирается в решение Верховной Рады, принятое тремястами и более голосами.
Меня, кстати, смущает один момент: к чему все эти изменения, если, как
показывает практика, Конституционный
Суд за день или два может взять и вернуть в жизнь страны Конституцию
прошлого?
Насчет выборов президента парламентом говорится довольно
много. Но давайте будем реалистами. Легитимность такого президента в любом
случае будет значительно ниже, чем избранного всенародно. Опять же, полномочия
не те. Вряд ли Виктор Янукович готов ущемлять себя в полномочиях. И зависеть от
трехсот депутатов тоже не совсем комфортно — могут и снять при желании.
— Президент Виктор
Янукович встретился на экономическом форуме в Давосе с бывшим госсекретарем США
Генри Киссинджером, в настоящее время возглавляющим международную
консалтинговую фирму Kissinger Associates, которая занимается и лоббистской
деятельностью. По словам Киссинджера, на встрече обсуждались «отношения между
Украиной и США, а также между Украиной и ЕС», она «была плодотворной и прошла в
теплой атмосфере».
Может ли Виктор
Янукович рассчитывать на то, что ему удастся заручиться поддержкой американской
политической элиты, которая окажет давление на руководство стран ЕС для
ускорения евроинтеграции Украины? Насколько обоснованна уверенность президента
в том, что Украина обязательно подпишет соглашения об ассоциации с ЕС и о
создании Зоны свободной торговли с Евросоюзом уже в ноябре, на саммите
Восточного партнерства в Вильнюсе? Имеет ли отношение к попыткам Виктора Януковича
навести мосты с американской и европейской элитой подписание соглашения с
транснациональной корпорацией Shell о разделе продукции от добычи сланцевого
газа между нею и компанией «Надра Юзовская»? Напомним, подписание этого
договора прошло в Давосе при участии Президента Украины на следующий день после
его беседы с Киссинджером.
— Генри Киссинджер, конечно, выдающийся, известнейший
специалист в области геополитики. Но, к сожалению, для Украины его влияние на
мировые процессы сейчас не настолько значительное, как в былые времена.
Безусловно, иметь в лице Киссинджера лоббиста Украины очень неплохо. Но я не
совсем уверен, что мы приобрели лоббиста. Все, что он сказал, пока что имеет
дипломатическую, ни к чему не обязывающую формулировку.
Вообще вопросы евроинтеграции Украины сейчас вряд ли сильно
интересуют американцев — у них масса своих внутренних проблем. Да и, если
говорить о внешнем векторе, для США в любом случае приоритет — это отношения с
Россией.
Что касается заявления Януковича о подписании в ноябре
соглашений — было бы удивительно, если б человек, в последнее время только и
говорящий об ассоциации с ЕС и о создании Зоны свободной торговли с Евросоюзом,
не обещал, что все произойдет в ближайшее время.
— В ответ на призыв
Юлии Тимошенко создать единую оппозиционную политическую силу из сторонников
различных взглядов лидер партии «Свобода» Олег Тягнибок заявил, что считает это
нецелесообразным. В то же время председатель фракции «Батькивщина» Арсений
Яценюк назвал создание «единой демократической партии», способной победить на
президентских и парламентских выборах, «одной из основных задач оппозиции».
Свидетельствует ли
принципиально различная реакция на призыв Тимошенко об углублении противоречий
внутри оппозиционной коалиции? Можно ли рассматривать планы по созданию единой
оппозиционной партии как попытку «Батькивщины» разорвать сотрудничество со
«Свободой» (а возможно, и с «УДАРом»), не отказываясь от своих политических
обязательств? Существуют ли реальные перспективы объединения оппозиционных сил
(без «Свободы») и выдвижения единого кандидата в президенты? Или призыв
Тимошенко не имеет практического смысла и направлен исключительно на достижение
пропагандистского эффекта?
— Об углублении противоречий внутри оппозиционной коалиции
речь не идет. Вопрос — единая кандидатура на президентские выборы от оппонентов
действующей власти. И заявления по поводу создания партии направлены на
выполнение этой задачи. Для оппозиционных сил она очень важная, стратегическая.
Проблема в том, насколько тактично оппозиция решит данную
задачу. Как мне представляется, единого кандидата нельзя назначить. Условно
говоря, все объединились в одну партию, и ее глава и есть единый кандидат.
Выбор должны сделать граждане, это можно определить хотя бы с помощью социологических
исследований. Но сейчас это делать немножко рановато, этот вопрос надо решать в
2014 г.
Создание единой оппозиционной политической силы я считаю
нецелесообразным. Говорить о вливании в такую партию «Свободы» или «УДАРа», как
мне кажется, не совсем правильно. Особенно это касается партии Тягнибока, у
которой есть своя ниша и которая не первый год в политике. В единую партию пока
можно объединить тех, кто тяготеет к центристской позиции, — «Батькивщину» и
«Фронт змин».
Беседовал Константин
РЯБИНОВ
Данная статья вышла в
выпуске №5 (640) 1 – 7 февраля 2013
г.
//2000.net.ua/2000/svoboda-slova/vybor/87688
//glavcom.ua/articles/3721.html
Вадим Карасев. Еще рано говорить, что у Януковича нет шансов победить на всенародных выборах
Віктор
Янукович. Конституційна реформа із справи для вузького кола політиків
перетворюється на спільний проект української громадськості
Віктор
Янукович. Належне місце в Основному законі мусить отримати громадянське
суспільство
Вікторія Гладковська.
Грузія. Молдова. Конституційна реформа як засіб збереження влади: досвід
пострадянського простору
Андрей
Ганжа. Конституция в три хода
І-й
Відкритий форум громадських рад «Плануємо майбутнє»
Виталий
Кулик. Демократия участия - новый тренд развития гражданского общества в Украине
Марина
Ставнійчук. Дефіцити демократії може покрити лише активне громадянське
суспільство
Євген
Бистрицький. Про що свідчить стратегія, затверджена президентом
Виктор Медведчук.
Гражданское общество. Украинский выбор
24.03.2012 Указ Президента
України №212/2012 Про Стратегію державної політики сприяння розвитку
громадянського суспільства в Україні та першочергові заходи щодо її реалізації
25.01.2012 Указ Президента
України №32/2012 Питання сприяння розвитку громадянського суспільства в Україні
(Положення про Координаційну раду (Марини Ставнійчук), персональний склад)
Сергій
Данилов. Уроки подій в Єгипті для України
Віктор
Янукович. Зарази втілення реформ… (Олександр Северин. Моделі)
Немає коментарів:
Дописати коментар