субота, 5 січня 2013 р.

Иллюзия самоуправления


Когда-нибудь наши возможности в управлении государством будут расширены

Не секрет, что сегодня функционирование органов государственной власти Украины оставляет желать лучшего. А действующая система местных государственных администраций и органов местного самоуправления не соответствует ни европейским стандартам, ни элементарным требованиям жизни.

Специалистам известно, что нынешняя модель системно-структурной организации местного самоуправления в нашей стране вводилась как переходная. Теперь она исчерпала свою роль и фактически приводит к торможению не только развития института местного самоуправления, но и территориального развития страны в целом. Дальнейшее развитие местного самоуправления в Украине невозможно без усовершенствования его правовой регуляции на конституционном уровне.

После принятия в 1996 году Конституции Украины неоднократно наблюдалось противостояние как в системе местного самоуправления, так и между органами местного самоуправления и соответствующими госадминистрациями. Ситуация осложняется тем, что базовые законодательные документы закрепляют разные концепции местного самоуправления в Украине. И вообще правовой статус местного самоуправления остается нечетко определенным. При этом органы и должностные лица местного самоуправления остаются жестко подчиненными государственным органам исполнительной власти. Нередко конфликты разгораются в плоскостях — «слабый совет — сильный мэр» или «сильный совет — слабый мэр».

— Вопрос о том, какие начала — государственные или общественные — доминируют в природе местного самоуправления, в теории конституционного и муниципального права является одним из наиболее дискуссионных, — говорит заведующая кафедрой государственного строительства Национального университета «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», директор НИИ государственного строительства и местного самоуправления НАПрН Украины Светлана Серегина. — Не существует единого подхода к пониманию природы местного самоуправления. Но международный опыт свидетельствует, что во всех странах, в которых успешно произошла децентрализация, реформа местного самоуправления была результатом кропотливого поиска компромиссов, публичного диалога власти, территориальных общин и гражданского общества…
              
Вопросы регулирования местного самоуправления в Основном Законе страны будет очередной раз обсуждать на своем ближайшем заседании Конституционная ассамблея. Рекомендаций этой ассамблеи ожидает, в частности, президент Украины Виктор Янукович, который недавно заявил, что «изменения в Конституцию страны должны расширить возможности граждан страны в управлении государством». Президент наметил и ориентиры будущей реформы местного самоуправления — расширение прав территориальных общин (городов, сел), бюджетная децентрализация и реформа системы публичных услуг (административных, социальных и коммунальных). Для участия в обсуждении готовящихся поправок в Украину приглашают экспертов «Венецианской комиссии» Совета Европы.

— Нынешнее правовое регулирование и практика местного самоуправления не соответствуют современным нуждам Украины и не отвечают Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированой нашей страной, — отмечает Светлана Серегина, которая возглавляет комиссию по вопросам административно-территориального устройства и местного самоуправления Конституционной ассамблеи. — Причем за последние годы было принято более двух десятков законов Украины, существенным образом ограничивающих права органов местного самоуправления и, таким образом, противоречащих государственному курсу на децентрализацию управления. Более того, в Верховной Раде зарегистрирован еще ряд подобных законопроектов. Дошли даже до предложения об утверждении правительством штатных расписаний горисполкомов…

Кстати, тенденция к концентрации полномочий в министерствах и ведомствах на центральном уровне является чуть ли не главным препятствием на пути внедрения должной системы управления. Как свидетельствуют социологические опросы, органы самоуправления сегодня воспринимаются в общественном сознании как низовое звено государственной власти, а не как органы публичной власти самого населения. А у жителей территориальной общины нет навыков самоорганизации, непосредственного и постоянного участия в решении вопросов местного значения.

Большинство территориальных общин в сельской местности не способны выполнять собственные полномочия. При этом дотационность 5419 местных бюджетов составляет свыше 70 проц., а 483 территориальные общины на 90 проц. содержатся за счет средств государственного бюджета. И это несмотря на то, что в Украине за время независимости были заложены правовые, организационные, материально-финансовые принципы местного самоуправления.

В рамках работы Конституционной ассамблеи уже рассматривался проект Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине.

На первом этапе предлагается унифицировать, стандартизировать публичные (административные, социальные и коммунальные) услуги, которые предоставляются населению органами местного самоуправления и органами исполнительной власти. На законодательном уровне необходимо будет определить полномочия, функции, права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления за предоставление населению качественных публичных услуг, сформировать сеть территориальных органов центральных органов исполнительной власти.

На втором этапе реформы должно быть повсеместное внедрение местного самоуправления. Тогда земля за пределами населенных пунктов будет передана местным общинам (а не находиться, как теперь, в ручном управлении райгосадминистраций). А территории, кроме земель государственной собственности, должны будут находиться под юрисдикцией общин базового уровня (сельских, поселковых, городских советов). Областные и районные советы получат право формировать собственные исполнительные органы, самостоятельно разрабатывать соответствующие бюджеты, перспективные, а не только ежегодные программы социально-экономического, культурного развития. Что касается местных госадминистраций, они должны быть реорганизованы в органы с контрольно-надзорными функциями.

— Европейская хартия местного самоуправления содержит императивное требование относительно наличия собственных исполнительных органов на каждом уровне местного самоуправления, — напоминает Светлана Серегина. — В Украине районные и областные советы вынуждены делегировать соответствующие полномочия государственным администрациям в связи с отсутствием собственных исполнительных органов. Нет у советов и бюджетных средств для реализации полномочий, которыми сейчас наделены областная и районные государственные администрации. Такая модель организации власти порождает лишь иллюзию самоуправления и «размывает» правовую природу местных государственных администраций, превращая их в исполнительные органы местного самоуправления…

Последние десять лет мы постоянно говорим о необходимости таких изменений, и никто против них открыто вроде как не выступает. Проработка условий проведения реформы — процесс, который требует тщательной подготовки и анализа, — говорит Светлана Григорьевна. — Он может занять не один год.

Аркадий Генкин, 05.01.2013 г.
//timeua.info/050113/69856.html

21.06.2013 Світлана Серьогіна. Місцеве самоврядування - сполучна ланка між державою і особою 

Немає коментарів: