- Народный Трибунал
- Международный билль о правах человека
- 1000-летняя Конституционная Ассамблея Украины
- Конституанта – Конституционная Ассамблея – Учредительное...
- Вооруженная Америка: Портреты владельцев оружия...
понеділок, 30 січня 2012 р.
Конституция для Януковича
Намерение украинского президента придать некий новый статус
Конституционной ассамблее, призванной разработать проект еще одного Основного
закона страны, может свидетельствовать о серьезности намерений главы
государства. О несовершенстве действующей Конституции не говорит сегодня только
ленивый - что, впрочем, не помешало президенту трактовать в выгодной для себя
форме решение Конституционного Суда страны и вернуться к старой редакции
Основного закона, предоставившей ему практически неограниченный полномочия.
Впрочем, давайте вспомним, что когда по этой же Конституции
правил Леонид Кучма, мало кто считал, что глава государства ничем не ограничен.
У тогдашнего президента случались и конфликты с собственными
премьер-министрами, и скандалы в парламенте. Ему приходилось постоянно
лавировать, находить новые группы поддержки... А его преемник Виктор Ющенко, по
сути, превратился в президента парламентской республики еще до того, как
лишился значительной части "прежних" полномочий. Так, может быть,
дело и не в Конституции вовсе? А в общественной атмосфере, контроле граждан за
властью, балансе сил?
Уже не раз приходилось ссылаться на классической, по-моему,
пример соседней Молдовы. Эта страна была президентско-парламентской
республикой, но её первым президентам, Мирче Снегуру и Петру Лучинскому,
приходилось постоянно искать поддержки у законодателей, создавать временные
союзы и коалиции, находить общий язык с премьерами и спикерами, проявлять
чудеса политической эквилибристики.
И только когда Молдова стала "настоящей", конституционной
парламентской республикой, все волшебным образом изменилось. Избранный
парламентом - ! - президент Владимир Воронин благодаря доминированию своей
партии в законодательном органе сосредоточил в своих руках практически
неограниченную власть, был местным Януковичем - без всяких на то
конституционных возможностей. Имени премьера Молдовы тогда, кажется, многие
кишиневцы не знали - хотя именно в руках премьера - по закону - сосредоточены
все основные властные полномочия. И только после того, как коммунисты потерпели
поражение на выборах и к власти пришел альянс бывших оппозиционеров, Молдова
стала настоящей парламентской республикой.
Или вот еще пример - современная Россия. Кто был
премьер-министрами этой страны во второй срок президентства Владимира Путина?
Фрадков? Зубков? Помнит ли читатель имена этих чиновников. А вот имя
премьер-министра при президенте Медведеве знает каждый российский - и, боюсь,
украинский - школьник. Зато о самом президенте вспоминают не так уж часто.
Разве кто-то в России менял Конституцию? Разве если Партия регионов обеспечит
себе и сателлитам большинство в парламенте страны и изберет Януковича
президентом в Верховной Раде, Украина станет парламентской республикой? Да
никогда в жизни!
Дело отнюдь не только в статьях закона. Дело в умении
общества защитить закон. И если украинцы спокойно живут в стране, где судами и
прокуратурой фактически руководят из кабинета главы государства - и не видят в
этом ничего, напоминающего государственный переворот - то какое значение имеют
нормы о независимости судебной власти или следствия? Да никакого. Поэтому и
Конституционная ассамблея может стать в лучшем случае декорацией всевластия и
самодурства, а вовсе не органом, который изменит наш Основой закон и страну.
Виталий Портников, 30 января 2012 г .
//rus.newsru.ua/columnists/30jan2012/konsti.html
//uainfo.censor.net.ua/news/10320--onstitucionnaya-assambleya-stanet-dekoraciey-vsevlastiya-i-samodurstva-portnikov.html
//vokintrop.livejournal.com/1165132.html
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар