четвер, 2 лютого 2012 р.
Конституция по-украински. Эффект калейдоскопа
Не прошло и
два года, как перед Украиной опять замаячила конституционная реформа.
Как водится, инициатором выступил президент. Всенародно избранный
Виктор Федорович Янукович.
Глава государства решил созвать Конституционную ассамблею.
В таком важном почине Виктор Федорович, конечно, не первый. Идея
переписать Конституцию набело - это старая добрая традиция всех наших президентов.
Выпадает из нее только самый первый и незадачливый - Леонид Кравчук.
Но первый президент даже до конца срока не досидел, где уж ему было Конституции
рисовать?
Впрочем, и он вынашивал большие планы, но они так и остались
нереализованными фантазиями. (Конституционная комиссия 1990, Концепция новой Конституции Украины 1991, Конституция Леонида Кравчука 1992 - ред.)
А вот второй, Леонид Кучма, мало того, что сначала написал Основной
закон под себя, так потом еще и поправил для наследника. Так сказать, чтобы не расслаблялся,
а шаг за шагом двигал страну в светлое будущее на пару с сильным премьером и парламентским
большинством.
Со светлым будущим не заладилось, поскольку премьеры оказывались
чересчур своевольными, парламентское большинство чудило, а президент огорошивал
все более оригинальными инициативами.
Чтобы найти выход из запутанной ситуации уже ближе к концу срока
Виктор Ющенко все же предложил поменять Конституцию и даже представил соответствующий проект.
Там было все.
И мощные полномочия президента, и двухпалатный парламент, и пожизненное
представительство в сенате для бывших президентов, и даже что-то о местном самоуправлении,
но ничего с проектом не получилось.
Не было к тому времени у президента большинства в Верховной Раде,
а фракция его оказалась расколотой.
Вообще надо сказать, что конституционные дискуссии были очень
популярны при нашем третьем президенте.
Кто кого должен назначать?
Какие должны быть полномочия у президента?
Какие у премьера?
Кто главнее?
Обсуждали все это дело не только яйцеголовые эксперты, но и простые
обыватели украинской глубинки.
При этом каждый имел свое мнение.
В бурной дискуссии у Юлии Тимошенко возникала идея все-таки договориться
с Виктором Януковичем и слепить проект Конституции на славу. Президента избирали
в парламенте, исполнительная власть доставалась премьеру.
Тогда ничего не мешало Юлии Владимировне вести переговоры с ненавистным
Виктором Федоровичем, только вот потом вдруг не сложилось и родилось легендарное
«все пропало!».
С приходом Виктора Януковича на Банковую Конституция, которая,
казалось, уже не устраивает никого, вдруг заработала. Оказалось, что премьер может
быть не только лояльным к президенту, но еще и чувствовать себя всего лишь первым
министром. И вообще, исполнительная власть может работать как часы, штампуя на пару
с парламентом жизненно важные для страны решения.
Но идиллия продолжалась недолго.
Чего тебе надобно, старче?
К осени 2010 года оказалось, что все-таки Основной закон в своем
изначальном виде, то есть, с гиперполномочиями президента, выглядит еще предпочтительнее,
а посему Конституционный суд решил отменить все это баловство с политреформой, и
вернуть все взад, как было изначально задумано в 1996 году.
Казалось бы, все хорошо, но можно сделать еще лучше, и потому
Президент решил созвать Конституционную ассамблею.
И это, конечно, правильно.
Плохо только то, что внятных идей у политического класса, а тем
более у гражданского общества, о том, каким быть Основному закону, нет.
Во всяком случае, пока.
Понятно, что и Европа поможет, эксперты там, и все такое прочее,
но европейцам или тем же американцам было понятно, что они строят, еще в XVIII веке.
В отличие от нас.
Французов в те времена замучил произвол короля, и они мечтали,
чтобы правительство работало по закону, а сам закон устанавливался представителями
податных сословий.
В общем, все просто - кто платит деньги, тот заказывает музыку
и нарезает бюджет.
Не сразу, но постепенно все получилось. Правда, пришлось отрубить
голову королю, пустить под нож гильотины кучу врагов народа, пережить диктатуру
Бонапарта, 15 лет войн, но в конце концов новую Конституцию Франция таки получила.
У американцев пожелания были и того проще.
Им не нравилось, что английский парламент устанавливает им налоги
без их участия. И поначалу разговор шел о том, чтобы пустили представителей, а уж
когда британцы наотрез оказались, то делать было нечего, пришлось устраивать мордобой,
созывать конгресс и сочинять документ, потом вносить правки. Но у американцев была
идея. Ограничить произвол исполнительной власти, создать систему представительства
и обеспечить независимость судов.
Даже при наличии понимания, что же вы хотите получить, установление
правил дело непростое, и часто без драки не обходится.
Что же говорить об Украине, где никто понятия не имеет, что же
он хочет получить в результате?
Подсмотренная в Европе модель разделения властей у нас не работает,
а выливается в тотальное доминирование исполнительной власти над законодательной
и судебной.
По большому счету, парламент и суды - это своеобразный аппендикс
исполнительной власти. И «злочинна влада» тут не при чем, это не она придумала.
Всеобщее избирательное право, святой для каждого демократа принцип,
дискредитирован продуктовыми наборами бабушкам и дедушкам накануне выборов. Килограмм
гречки решает всё.
О том, чтобы Конституция стала сводом правил, по которым на самом
деле живет общество, и говорить не приходится. Ну не приходит нашим соотечественникам
в голову, что правила могут быть едиными для всех.
У нас для каждого, выделенного законом слоя населения, свои права,
правила и привилегии.
Которые могут радикально друг от друга отличаться. И при этом,
есть люди, которые вообще вне правил и именно они принимают важнейшие законы, по
которым должно жить общество. Но их самих они не касаются.
Никак.
А уж когда дело доходит до распределения по закону материальных
благ, вообще смешно получается.
Можно сколько угодно писать и говорить, что Конституция гарантирует
право на бесплатное образование, бесплатную медицину и т.д. Однако любой украинец
лет с 15 прекрасно знает, что бесплатно в школе не учат, а в больнице не лечат.
О бесплатном правосудии лучше вообще не вспоминать.
При этом каждый понимает, как надо вести себя с врачом, учителем
или милиционером.
Так что политическому классу стоит хорошенько подумать, что он
хочет писать в Конституции и вообще, стоит ли ее трогать.
Особенно всю целиком.
Есть же опыт тех же американцев. Что-то не нравится, договорились
и внесли правку, но не переписывает никто весь документ заново. Это ведь как разводом
иногда у людей получается. Пока к новой жене привыкнешь, пока капризы разведаешь,
то не раз подумаешь, может, от прежней лучше было не уходить?
В поисках содержания
Тем более, что на консенсус рассчитывать уже не приходится. Один
из отцов Конституции 1996 года, дважды спикер Александр Мороз не задержался с приговором
- затеянное дело незаконно.
Легендарный боксер, а по совместительству лидер партии «УДАР»,
Виталий Кличко уже заявил, что он и его сила (политическая) ни в какую ассамблею
не пойдут и ничего менять не будут. Практически можно не сомневаться, что томящаяся
в неволе Юлия Тимошенко займет еще куда более радикальную позицию.
Впрочем, легитимности ассамблеи это не уменьшит, хотя и не прибавит.
О легитимности в Украине переживать особо нечего. Если хотя бы
краем глаза посмотреть учебник теории государства и права классика постсоветской
юридической мысли, академика Владика Нерсесянца, то ставится понятно, что украинская
юридическая традиция развивается в русле позитивистской школы, где источник права
- государство, а любой формально принятый государством закон легитимен.
Любой.
Яркий пример - решение Конституционного суда вернуться от редакции
Основного закона образца 2005 года к редакции 1996. Как говорит бывший судья КС,
а ныне глава Центризбиркома Владимир Шаповал, «если исходить из принципа верховенства права, именно само решение КС не является правовым. Хоть и является легальным».
Ничего не скажешь, красиво...
Так что, Мороз, Кличко и прочие товарищи зря отказываются от
участия в ассамблее.
Если решение будет принято, то оно будет вполне легитимным, хотя
и неправовым. Только кого это удивит в нашей стране?
Впрочем, сомнительно, чтобы борьба за юридическую чистоту или
правовое государство сильно волновала отечественных оппозиционеров.
Интерес другой и совершенно определенный - власть. Виктор Федорович,
сознательно (или бессознательно), собрал все властные полномочия в один кулак, и
заметьте, это не вызывает возмущения оппозиционеров. Другой вопрос, что им не нравится
сама персона.
Как говаривали на Руси - рылом не вышел.
Выглядит не так, и говорит плохо, и политесу необучен. Куда лучше
будут смотреться молодые (некоторые не совсем, но все же), физически и интеллектуально
развитые ребята, которых Европа, да что там - весь цивилизованный мир будет носить
на руках.
Так что, очень маловероятно, что кто-то из оппозиционеров примет
участие в ассамблее.
Оно им надо?
Нет.
Интересно получить те же полномочия, которые есть сейчас. И порулить...
А вот мотив власти не понятен (кто говорит, что знает - почти
наверняка врет).
Возвращение к модели с сильным премьером и большинством, которые
формирует правительство? Возможно, но зачем было огород городить с отменой политреформы?
Избрание президента в парламенте? Но президент отмел подобные
идеи, заявив, что главу государства надо избирать всенародно.
Политолог Кость Бондаренко уже не видит Виктору Януковичу альтернативы
в 2015 году, а бывший политолог, а ныне вице-спикер парламента Николай Томенко еще
в прошлом году высказывал опасения, что, меняя Конституцию, Янукович «кует третий срок».
Что в результате накуют, вопрос темный, но однозначно можно говорить
о том, что изменения Конституции это всегда конфликт (и далеко не всегда холодный).
В общем, приходится констатировать, что поменять Конституцию власти могут, но вопрос,
зачем это надо, и может ли нынешнее поколение отечественных юристов с политиками
на пару сотворить нечто получше предшественников, не просто открыт - зияет.
Петр Билян, 02
февраля 2012 г .
//polemika.com.ua/article-81715.html
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар