Раду надо лишить права
назначать судей.
Изменения будут рассмотрены на заседании Конституционной ассамблеи
Украины, которая должна утвердить окончательную редакцию изменений Основного Закона.
Неотложно изменить Основной закон в сфере правосудия, с одной
стороны, необходимо, чтобы укрепить конституционные гарантии независимого, справедливого
и эффективного суда в Украине, с другой – из-за обязательств Украины, которые вытекают из членства
в Совете Европы.
Отсутствие независимости судебной системы Парламентская Ассамблея
Совета Европы считает основным вызовом для системы правосудия в Украине, о чем говорилось
в последней резолюции ПАСЕ 1862.
Парламентская Ассамблея Совета Европы и Венецианская комиссия
неоднократно обращали внимание украинской власти на то, что без внесения изменений
в Конституцию Украины будет невозможно реформировать судебную власть согласно европейским
стандартам и ценностям. Например, об этом идет речь в резолюции ПАСЕ 1755
(от 5 октября 2010 г.).
Грядут перемены
Ключевые направления конституционных изменений в сфере функционирования
судебной власти в Украине определены в Совместном заключении Венецианской комиссии
и Дирекции по техническому сотрудничеству Генеральной Дирекции по правам человека
и правовым вопросам Совета Европы относительно закона Украины «О судоустройстве
и статусе судей». Это заключение было одобрено 16 октября 2010 г.
Изменения в Конституцию в части правосудия касаются трех основных
направлений: механизм доступа к профессии судьи, судейской профессии, изменение
системы и структуры судоустройства, место и роль прокуратуры в системе органов правосудия.
Необходимо лишить Верховную Раду полномочий избирать и увольнять судей, а также отказаться от пятилетнего испытательного
срока при первом назначении человека на должность судьи
В своих рекомендациях Венецианская комиссия неоднократно обращала
внимание на то, что заложенный в Конституции Украины механизм назначения и увольнения
судей не соответствует европейским стандартам и поэтому должен быть изменен.
Перераспределение полномочий
В первую очередь необходимо лишить Верховную Раду полномочий
избирать и увольнять судей, а также отказаться от пятилетнего испытательного срока
при первом назначении человека на должность судьи, или, по крайней мере, уменьшить
испытательный срок до 2 лет. Учитывая европейские стандарты, отбор кандидатов на
должность судьи, их назначение и карьера должны зависеть от личных способностей,
подготовки, результатов работы.
Ключевую роль в механизме назначения и увольнения судей должен
играть Высший совет юстиции (ВСЮ). Принципы формирования состава этого органа необходимо
изменить. В соответствии с европейскими стандартами, большинство членов этого органа
должны выбирать сами судьи. (Сейчас в состав ВСЮ входят председатель Верховного
суда, министр юстиции и генеральный прокурор. По три человека в ВСЮ назначают Верховная Рада, президент Украины, съезды судей, адвокатов и представителей высших юридических
учебных заведений и научных учреждений. Еще двух членов избирает Всеукраинская конференция
представителей прокуратуры. – Forbes.ua)
Членам ВСЮ, которые не относятся к судейскому корпусу, должны
быть обеспечены гарантии плюрализма.
Верховную Раду необходимо лишить права рассматривать вопросы
о лишении судей их иммунитета, этот вопрос должен находиться в компетенции судебных
органов, на основе критериев, которые будет четко определять Конституция.
Остальные нововведения
Второе направление конституционных изменений, которое четко прослеживается
в рекомендациях Венецианской комиссии, касается вопросов судоустройства. Венецианская
комиссия считает, что система судов в Украине чрезвычайно сложна и разветвлена.
Поэтому она нуждается в упрощении. В частности путем уменьшения количества уровней
судов. Кроме того, Венецианская комиссия считает, что вопрос создания и ликвидации
судов должно регулироваться на уровне законов.
В соответствии с европейскими
стандартами, главная функция прокуратуры – поддержка государственного обвинения
в суде
Отдельного внимания требует вопрос укрепления конституционного
статуса Верховного суда Украины, создание надлежащих конституционных гарантий реализации
его полномочий.
Наконец, третье направление реформирования Конституции Украины
в сфере правосудия – изменение конституционного статуса органов прокуратуры Украины.
Прежде всего Венецианская комиссия считает, что роль и функции прокуратуры должны
определяться не в отдельном разделе Конституции Украины, а в разделе, регламентирующем
систему правосудия. Такой подход обусловлен тем, в соответствии с европейскими стандартами,
главная функция прокуратуры – поддержка государственного обвинения в суде.
Все эти и ряд других основополагающих для системы правосудия
вопросов должны быть проанализированы и решены в ходе обновления действующей Конституции
Украины.
Марина Ставнийчук
Руководитель Главного
управления по вопросам
конституционно-правовой модернизации
Администрации Президента Украины
____________
12 ноября 2012 г.
//forbes.ua/opinions/1341941-chto-neobhodimo-izmenit-v-ukrainskoj-sisteme-pravosudiya
Немає коментарів:
Дописати коментар