субота, 25 червня 2011 р.

Марина Ставнийчук: Путь новой Конституции не будет легким


На следующей неделе Украина будет праздновать 15-летие принятия парламентом Основного Закона государства, юбилей той самой вошедшей в историю Конституционной ночи на 28 июня, которая запомнилась плодотворной работой народных депутатов. Как и когда будет приниматься следующая Конституция Украины, перспективу создания которой президент Виктор Янукович уже анонсировал, объявив о создании Конституционной ассамблеи, «Профиль» поинтересовался у Марины Ставнийчук, советника президента Украины, руководителя Главного управления по вопросам конституционно-правовой модернизации АП.

Марина Ивановна, мы празднуем 15-летие Конституции Украины, собираясь в обозримом будущем принять, как минимум, ее новую редакцию. Будет ли праздник именно в этот день последним в отечественной истории?

Уверена, будет и 16-летие Конституции Украины, и двадцатилетие, и столетие. Другой вопрос, будет ли это нынешняя редакция с изменениями и дополнениями или уже новый текст. Если говорить о стратегической цели, я вижу радикально обновленную, модернизированную Конституцию, буквально во всех разделах. Потому вряд ли за год это возможно – все указывает на то, что, очевидно, потребуется от полутора до двух с половиной лет.

Вы лично сегодня принимаете активное участие в работе по созданию Конституционной ассамблеи – какие функции возложены на этот орган?

Представляется, что Ассамблея должна разработать проект изменений в Конституцию Украины и вынести их на публичное обсуждение. Суть в том, что стране нужна комплексная модернизация. А матрицей должны стать конституционные процессы – это именно тот критерий, который должен создать верную систему ценностей. Как известно, президент поддержал идею создания Ассамблеи, которая даст возможность собрать широкий спектр профессионалов в сферах права, экономики, политологии, представителей гражданского общества, политического класса. При этом уже в июле–августе подготовка концепции формирования и проведения КАУ будет завершена, а до конца года будет сформирован состав, налажена работа, создана структура Ассамблеи, график пленарних заседаний рабочего органа КАУ. Конституционная ассамблея должна рассматриваться как профессиональная площадка для анализа реализации нынешней Конституции Украины и выработки проекта ее комплексного системного обновления. И – главное – для того, чтобы обеспечить доверие народа к процессу создания Основного Закона. Это очень важно – именно от доверия к Конституции в любой стране зависит доверие ко всем государственным институциям. Поэтому путь новой или обновленной Конституции не будет легким: Ассамблея, разработав конституционные предложения, должна презентовать ее перед президентом, который, собственно, и инициировал ее создание, потом должна быть парламентская процедура, с внесением изменений и дополнений. А потом окончательно согласованный ветвями власти текст Конституции Украины должен быть утвержден на всенародном референдуме. Напомню, что действующая конституционная процедура прямо предусматривает, что в случае внесения изменений и дополнений в I, III и XIII разделы Основного Закона, они окончательно утверждаются всеукраинским референдумом, который назначает президент Украины. Хотела бы обратить внимание на то, что в самой действующей Конституции не определен порядок принятия новой Конституции, а есть только механизм внесения изменений и дополнений. Но мне кажется, что этот механизм внесения изменений и дополнений путем изложения Основного Закона в новой редакции, с использованием механизма всеукраинского референдума может быть вполне приемлемым.

А нельзя было бы обойтись без изменений?

Реформа давно назрела: практика наглядно демонстрирует, что возвращенная к жизни Конституция в редакции 1996 года, да и предыдущий Основной Закон в редакции 2004-го во многих положениях требовали существенного усовершенствования. Это все-таки Конституция постсоветского периода, а новое время требует нового Основного Закона. Существует консенсусный ориентир на европейские ценности – верховенство права, реальные гарантии прав и свобод, эффективное управление государством лягут в основу новой редакции Конституции Украины. Украина ведь несколько раз возвращалась к конституционному реформированию – и в начале 2000-х, и в 2008–2009 годах. 2004-й завершился принятием изменений в Конституцию, известной «политреформой», которая вступила в силу 1 января 2006 года как логическое завершение конституционного процесса, продолжавшегося с начала двухтысячных. С другой стороны, это, как известно, был и вынужденный политико-правовой компромисс в процессе проведения президентских выборов 2004 года, который помог тогда разрешить политический кризис. Но также очевидно, что при принятии политреформы были допущены некоторые процедурные нарушения, и это впоследствии стало предметом рассмотрения в Конституционном суде. Знаете, хоть Конституция и является основным политико-правовым документом, а не только правовым, успех конституционного процесса может быть обеспечен только тогда, когда к нему подходить без чрезмерной политизации и при условии широкой публичной дискуссии. При этом уважение к Основному Закону в государстве, утверждение принципа верховенства права, обеспечение прав и свобод человека – это те ценности, которые должны культивироваться в обществе. Что же касается содержания планируемого реформирования, то для людей важнее всего их права и свободы – распределение полномочий между органами власти важно преимущественно для самой власти. Только один пример, если говорить о правах человека: есть существенная необходимость сократить срок задержания гражданина под стражей для проверки судом с нынешних семидесяти двух часов до европейских двадцати четырех часов. И подобных недостатков, пожалуй, можно насчитать сотни.

Конституционную ассамблею возглавил первый президент Украины Леонид Кравчук – это его желание лично взяться за реформирование Основного Закона совпало с намерениями президента Украины Виктора Януковича?

Думаю, да. Мы уже провели совместное заседание Научно-экспертной группы по формированию концепции функционирования Конституционной ассамблеи и Комиссии по развитию демократии и утверждению верховенства права, создали Редакционную комиссию, призванную систематизировать наработки, уже имеющиеся в Институте государства и права имени В.М. Корецкого НАН Украины, у отдельных ученых-конституционалистов, специалистов в области конституционного права.

Это серьезный уровень, и начало полномасштабного процесса конституционного реформирования в Украине уже поддержано европейскими структурами.

Сегодня глава государства исходит из того, что основой системы модернизации всей страны должен стать конституционный процесс, поскольку ни одна фрагментарная реформа не будет иметь положительных результатов, если не окажется составной частью общего плана модернизации страны. Вы знаете, что в прошлом году Венецианская комиссия достаточно критично оценила конституционную ситуацию в Украине, она же и в марте этого года поддержала идею Конституционной ассамблеи как площадку для широкой политической дискуссии. Есть и целый ряд обязательств нашего государства перед Советом Европы, в том числе – и по вопросам конституционного строительства. Все это – внешнеполитические факторы, с которыми следует считаться. И, собственно, кроме радикального обновления Основного Закона, как задачи все-таки несколько отдаленного будущего, есть целый ряд насущных проблем конституционного реформирования, требующих неотложной работы в самое ближайшее время. Это завершение судебной реформы, реформирование местного самоуправления, административно-территориального устройства – эти вопросы требуют качественной профессиональной дискуссии, публичного обсуждения предложений. Поэтому, хочу подчеркнуть, власть на уровне президента готова рассматривать любые инициативы – благо, дискуссионная площадка Конституционной ассамблеи уже скоро будет открыта.

Мария СТАРОЖИЦКАЯ, «Профиль» №25 (194-195), 25.06.2011
//www.profil-ua.com/index.phtml?action=view&art_id=2802

Немає коментарів: