Вообще-то Конституционная ассамблея - это орган учредительной власти. Его задача только одна – подготовить, одобрить текст Конституции, отправить его на всенародный референдум. Поэтому в состав ассамблеи должны избираться делегаты по такому же принципу, как и в парламент. У нас обычному совещательному органу при главе государства присваивается громкое название. Непонятен и сам процесс принятия новой Конституции: ее будет принимать парламент или ее текст будет выноситься на всеукраинский референдум после завершения работы совещательного органа президента?
середа, 30 травня 2012 р.
Степан Гавриш: Я пойду в парламент с готовым пакетом законодательных предложений, включая конституционные
Недавно мы опубликовали статью с прогнозом относительно кандидатов в народные
депутаты по мажоритарным округам в Харьковской области. Статья вызвала большой интерес
и получила много отзывов: несмотря на то, что до выборов осталось пять месяцев,
публичных заявлений о намерении баллотироваться практически не звучало. Насколько
наши прогнозы оказались верны, покажет время. Возможно, по некоторым округам в итоге
будут выдвинуты другие кандидаты. Однако уже сегодня есть люди, по поводу намерений
которых сомневаться не приходится. Пока что их около десяти. Большинство из них
– довольно известные личности. Мы начинаем серию интервью с теми, кто уже определился
со своими политическим желаниями.
Первый гость рубрики "Политикум" – Степан Гавриш, который
уже заявил о намерении баллотироваться в Верховную Раду по 176-му избирательному
округу (г.Чугуев, а также Великобурлукский, Волчанский, Двуречанский, Печенежский
и Чугуевский районы - "SQ").
- Степан Богданович,
чем вы занимаетесь в последнее время - после того, как ушли из власти и
политики?
- Я недавно ушел из власти, но не ушел из политики. Сейчас занимаюсь
глобальным анализом событий во внешней и внутренней политике, мировых тенденций
и их влияния на наше будущее. Для Украины это очень важно, поскольку в уже существующей
новой реальности внешняя политика стала внутренней. Много читаю и пишу. И у меня
появилось больше времени для семьи, сыновей.
- В своих предыдущих
интервью вы говорили, что у вас совершенно новый этап в жизни, и он связан
именно с детьми…
- Да. Это так. Мой новый этап жизни связан именно с семьей, появлением
двух сыновей – Луки и Марка. Это подарок судьбы после тяжелой катастрофы. С ними,
мне кажется, я начал новую жизнь.
- Какие черты
характера они унаследовали от вас? Пытаетесь ли вы вложить в них то, чего вам
самому в себе не хватает?
- Да, я вижу в них настойчивость, упрямство и лидерские качества.
Необычна склонность к творчеству, причем во всех сферах. Они прекрасно рисуют, как
и я в детстве. Это все передалось им от моей мамы. Пацаны очень эмоциональные, что
и для меня характерно. Я был страшным непоседой. Вообще, жизнь ребенка в сельском
дворе - это совсем не та жизнь, которая есть сегодня. Я был полноценным и ответственным
членом домохозяйства: пас гусей, коров, даже доил корову, поскольку все работали
в страду колхозном поле.
- Известно, что вы
пошли в школу гораздо раньше своих сверстников. Не растеряли свои таланты по
жизни?
- Да, было такое в моей жизни. Я в прямом смысле удрал в школу,
когда мне едва исполнилось шесть лет. Мать уехала в город продавать гусей, потому
что в колхозе платили трудоднями и денег не было, а мы строили дом. Каждый день
дети шли в школу с криками: "Пошли с нами, умный", - потому что я все
время ходил с книгой. В отличие от них, я научился читать гораздо раньше и даже
ходил в сельскую библиотеку. Я босиком, с полотняной торбочкой через спину пошел
с этими "провокаторами", захватив книги, тетради и карандаш. Смеясь, взрослые
ребята посадили меня на заднюю, самую большую парту в первом классе. Первоклашки
из двух сел друг друга еще хорошо не знали. Поэтому учительница только в конце урока
обратила на меня внимание. Она с удивлением спросила, что здесь делает такой маленький
мальчик. Увидев книгу и тетрадь, она по-учительски строго спросила меня: "Ты
умеешь читать и писать?" Сначала я бегло прочел в книге сказку о волшебном
баштане, а потом на доске написал печатными буквами свою фамилию и имя. Она позвала
директора. Он долго на меня смотрел, в итоге отправил домой. Дома вечером директор
застал меня на коленях на кукурузе с двумя грабовыми поленьями в руках. Я был наказан
за непослушание. Но директор долго убеждал маму, что я очень способный, и мне надо
обязательно учиться. Мама продала теленка, купила костюм и портфель, и они пахли
новой жизнью. Так я пошел в школу. Через месяц в школу по письму "доброжелателей"
примчалась комиссия из районо. Они на всех громко кричали. Потом задавали мне разные
вопросы, заставляли читать, писать, складывать в уме, долго совещались в учительской.
Какая-то член комиссии, вытирая слезу, все время говорила, какой я маленький и хрупкий.
Мне под ответственность директора разрешили учиться в школе.
У меня была уникальная память, я мог запомнить целую страницу
написанного текста и пересказать ее с абсолютной точностью. Мои родители, когда
я был в первом классе, приглашали соседей, доставали "Кобзарь", соседи
наугад открывали любую страницу и давали мне. Я читал, давал им книжку и повторял
все слово в слово. В школе был драмкружок, и я знал наизусть роли всех участников
постановки. Случалось, что приходилось играть сразу две роли, когда кто-то из участников
труппы болел. На колхозной машине мы ездили выступать в другие села, в основном
ставили произведения Шевченко. Я и сейчас пользуюсь памятью больше, чем записями.
Причем с такой же легкостью я откликаюсь на все детское, что
есть в моих двух маленьких сыновьях. И мне кажется, что между нами иногда нет особой
разницы. Я часто с ними вступаю в различные единоборства, придумывая на ходу разные
игры. Мне иногда кажется, что мое детство вместе с озорством помогает мне и сейчас
находить ответы на сложные вопросы современного мира. Когда бывает очень трудно,
я прячусь в детских воспоминаниях или иду в спортзал.
- Вы говорили, что
очень любите читать, и у вас дома отличная библиотека. Какая последняя книга
произвела на вас впечатление?
- У меня действительно отличная библиотека. Последняя книга,
которую я прочитал, не поверите, с каким-то восторгом, - это книга М.Ридли "Геном".
Она уникальна. В Украине в печатном виде ее нет, поэтому пришлось скачивать из интернета.
Это бестселлер о результатах глобального исследования генома человека. Книга послужила
толчком для написания статьи - о геноме
украинца и факторе его страхов. Феноменальный физик-ядерщик М.Каку со своей
книгой о физике будущего подтолкнул меня к написанию статьи о трагедии Фукусимы
в контексте Чернобыльской катастрофы, а мемуары Ли Куан Ю – об экономическом кризисе
и модернизации Украины.
Но я, наверное, приверженец скорее научной фантастики. Она в
высшей степени связана со смелыми прогнозами развития мира и человечества. Классика
- это основа мировоззренческой позиции, без нее не обойтись. Поэтому сейчас заканчиваю,
кстати, книгу Франца Кафки, изданную недавно Иваном Малковичем. Но научная фантастика
– это свободный взгляд в будущее. В Совбезе я не раз пытался предвидеть, спрогнозировать
будущее для страны. Это очень похоже. Например, нанотехнологии были предсказаны
фантастами еще в 1950-х годах. В Совбезе мы предсказывали системный кризис развития
из-за игнорирования принципа преемственности власти, делегитимизации ее конституционной
конструкции и наращивании слияния власти с большим бизнесом. Помните, у нас не читатели
- у нас писатели.
У меня нет дома раритетных коллекций, но есть великолепные книги
с уникальными иллюстрациями, коллекции украинских книг, которые в силу бедности
отечественного книгоиздательства издаются почти поштучно. Я поддерживаю такие издания.
Когда-то я как вице-спикер парламента был инициатором и автором создания особого
экземпляра Конституции, на котором президент должен был приносить торжественную
клятву, вступая в должность. Тогда мы эмоционально дискутировали с выдающимися украинскими
дизайнерами, переплетчиками о том, какой она будет… Есть книги, которые для меня
представляют особую ценность. Например, "Україна - козацька держава",
раритетное энциклопедическое издание, рассчитанное на политическую, научную и творческую
элиту страны. Я стоял у истоков ее подготовки.
- Степан Богданович,
после того как вы вспомнили о политическом прошлом, хочется спросить о вашем
политическом будущем. Вы заявили, что будете баллотироваться в народные
депутаты, причем по тому же округу, по которому уже избирались дважды. Что вас
с ним связывает?
- Моя политическая карьера началась в этом округе: я прошел в
парламент, стал вице-спикером, руководителем фракции, лидером парламентского большинства.
Мне приятно, что я сделал очень много для округа и его избирателей. К концу второй
депутатской каденции три района (Чугуевский, Печенежский и Великобурлукский) занимали
первые места в области по социально-экономическому развитию. Я придумал, разработал
и реализовал программу газификации округа на 76-80%. Были полностью газифицированы
Печенежский район, Великий Бурлук, Старый Салтов и другие крупные населенные пункты.
Это был уникальный проект. После меня никто не решался на подобные вещи.
Я много сделал для того, чтобы действия центральной власти и
интересы моего округа постоянно пересекались. Иногда со скандалами. Я находил разные
способы договариваться. Это сложная и тонкая политика компромиссов. Несколько раз
в округ приезжал президент Леонид Кучма, премьер Юлия Тимошенко. С министром по
вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской
катастрофы Василием Дурдинцом (был министром в 1999-2002 гг. - "SQ") в
поселке Вильча (Волчанский район) мы подписали договор о поддержке жителей, которые
были переселены сюда из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС. Благодаря этому для них
были созданы сотни рабочих мест в Волчанске, оборудована амбулатория, обеспечено
автобусное сообщение.
Я занимался проблемами интернатов и детей-сирот в этом округе.
Реализовал проект по расширению сети домов семейного типа. Так, под Волчанском был
создан уникальный семейный дом, где и по сей день воспитывается 16 детей-сирот.
Мной внесен в парламент законопроект о госпомощи семьям с детьми, о государственной
соцпомощи малоимущим семьям, о финансовой поддержке детей-сирот и детей, лишенных
родительской опеки, и (что очень важно) законопроект о детских домах семейного типа.
В 2000 году стал законом мой проект о противодействии насилию в семье, за который
я долго боролся. В итоге, правда, многое из него было выброшено, в том числе и организация
телефонной линии, по которой дети и беззащитные члены семьи могли обращаться в правоохранительные
органы или к психологу за защитой от насилия в семье. Жаль, что нынешние депутаты
от власти не продолжили этих традиций, а сосредоточились на личных интересах.
В ближайшее время я собираюсь представить полный отчет о своей
работе перед избирателями.
Я придумал и успешно реализовал два этнофестиваля - "Печенежское
поле" и "Свадьба в Малиновке". "Печенежское поле" объединило
на одной сцене на берегу Печенежского водохранилища представителей Украины, Беларуси,
Молдовы, России и других стран. Мы рассчитывали на возрождение старых традиций,
прежде всего - украинского славянского этно. Одновременно с песенным фестивалем
и фестивалем-конкурсом народных костюмов и музыкальных инструментов, конкурсом ремесленников
и художников проводился конкурс на лучшее исполнение поэзии Петра Василенко – удивительного
поэта из Печенег. Планировали создать большую ярмарку, на которой можно было бы
продавать то, что выращивается на простом сельском дворе. Чтобы стимулировать интерес
людей к этому, я в свое время предлагал законопроект о поддержке сельских домовладений
в Украине. Но, к сожалению, он не был поддержан из-за того, что парламент лоббирует
интересы исключительно крупных финансово-промышленных групп или отдельных миллиардеров.
- Раньше вы заявляли,
что большинство районных газет отказались печатать ваши поздравления, вам
отказывали в выделении помещений для общения с избирателями. Продолжаете ли вы
ощущать препятствования вашим действиям?
- Знаете, я никогда не испытывал давления на себя со стороны
воинствующего и тупого административного ресурса. Я обращался в чугуевскую, двуречанскую,
печенежскую газеты, чтобы разместить самые обычные поздравления на коммерческих
основаниях. Но мне не только отказали, а и разместили вместо этого грязные и унизительные
публикации от имени запуганных властью ветеранов, в которых "разобрали"
чиновничьим языком какие-то мои политические или экспертные пассажи. Мы посетили
этих ветеранов, и они сказали, что подписали это под давлением районных редакций
и райгосадминистраций. После чего они потеряли спокойствие: их, пожилых людей, снова
запугивали и приглашали на собеседование "в стиле ЧК".
В пос. Вильча я много помогал людям, они нуждаются в помощи и
сегодня. Но вот теперь мне приходится проводить встречи с людьми в саду под деревьями.
Учителя вместе с сельским головой (вдумайтесь, какую мораль они несут детям?) бегали
и уговаривали людей не идти на встречу со мной. А ведь я когда-то организовал в
этой школе большой компьютерный класс. И не только. Пришло человек 50, много инвалидов.
Они возмущались, что им даже не дали возможности присесть, чтобы со мной поговорить.
А в Печенегах, к примеру, совсем молодой председатель администрации вызывал к себе
ветеранов и давал им "разгон" за то, что они приезжали ко мне на встречу.
- Степан Богданович,
а как вы будете вести предвыборную кампанию?
- Буду продолжать лично встречаться с избирателями, использовать
прессу, телевидение. Уверен, меня поддержат местные общественные организации, которые
устали от неожиданно возродившегося феодализма. Конечно, в этих условиях очень важно,
как будет действовать власть. Готова ли она быстро усиливать политический кризис
в стране, чтобы Европа эти выборы не признала? Готова ли она и к личному кризису,
будущим испытаниям и личным потрясениям? Ведь это приведет к тому, что Украина окажется
в полной не только политической, но и экономической изоляции. Думаю, сегодня власти
важно понять, что если она будет стремиться в 14 избирательных округах Харьковщины
избрать 14 депутатов - представителей власти, то это будет прямо свидетельствовать
о грубой фальсификации выборов.
Со стороны власти, как вы видите, существует жесткое и брутальное
давление на независимых кандидатов. Но, кроме них, своих кандидатов в округах обязательно
выставит и объединенная оппозиция. И знаете, все это может привести к тому, что
власть, используя административный ресурс, фальсификации, запугивая избирателей,
членов избирательных комиссий, втягивая в политику правоохранительные органы и суды,
сможет победить. Но это будет колоссальной ошибкой и пирровой победой. Есть проблема
и с оппозицией, которая не умеет и не хочет договариваться, не выдвигает сегодня
конкретных программных целей, что позволило бы получить доверие и объединить независимых
политиков. Я - независимый и пытаюсь убедить в этом избирателей. Ведь ни с одной,
ни с другой стороны нет четкого плана будущего. А я пойду в парламент с готовым пакетом законодательных предложений, включая
конституционные.
В свое время я много раз говорил и Олегу Демину, и Евгению Кушнареву
(экс-губернаторы Харьковской области - "SQ") о том, что нужно уделять
максимальное внимание формированию харьковской политической группы в Киеве, чтобы
влиять на центральную политику в интересах Харьковского региона. И у нас была сильная
харьковская группа "Демократические инициативы", в ней было 11 депутатов-харьковчан,
в том числе и нынешний губернатор Михаил Добкин.
Я написал несколько законопроектов в интересах Харьковской области.
Харькову были предоставлены значительные льготы по налогообложению. По сути, мы
создали в городе технопарк, но этим никто не воспользовался - не хватило знаний,
решительности, здорового авантюризма. Также мы написали для завода им. Малышева
закон о приоритетном развитии отрасли бронетехники. Потом вместе с харьковскими
нардепами Аллой Александровской и Александром Бандуркой разработали законопроект
о поддержке авиастроения в Харькове.
- В случае избрания
вы планируете быть независимым депутатом?
- Да. Я никогда не состоял ни в каких политических партиях,
кроме коммунистической. Да, был еще партийный опыт, когда я участвовал в оппозиционном
блоке "Не так!" (на выборах 2006 г . - "SQ"). Я его не стыжусь, но
и не горжусь им. Я считаю, что это был период больших сомнений и единственно возможной
дискуссии с властью.
Сегодня вести такой диалог с ней достаточно сложно, скорее -
даже невозможно. А если не будет открытой и понятной обществу дискуссии, мы не сможем
остановить очень сложный и непредсказуемый кризис, который с каждым днем только
набирает обороты. Власть не приобретает сторонников и отпугивает трезвомыслящих
прагматиков. Если вчера в обществе были какие-то группы, которые склонялись к диалогу
с властью, то сегодня они стали либо "протывсихами", либо ее оппонентами.
Украина скатывается к серьезной и тотальной изоляции. Все действия направлены не
на развитие государства, а на сохранение власти и усиление личных капиталов.
Украине нужны быстрые и понятные людям демократические реформы.
Провести их силами тех, кто зачастую не имеет элементарных знаний и не обращает
никакого внимания на общественное мнение, невозможно. Реформы не могут быть проведены
просто хорошими друзьями и преданными слугами. Нужны интеллектуалы, способные оценить
глобальные тренды развития мира, нужны опытные управленцы и моральные лидеры во
власти. Нужны реальные экономисты, финансисты и честные, умные юристы.
Внутренний рынок - на нулевой отметке. Мы не можем взять деньги
нигде в мире и вынуждены кататься на печатном станке. Гривна стоит перед девальвацией.
Цены галопируют, коррупция превращает чиновников в единственный правящий класс страны.
Никто не говорит о легитимизации правопорядка, о реальной реформе правосудия и правоохранительной
системы в целом. Армия с нулевой боеготовностью не способна к защите государственного
суверенитета, она не реформируется и не перевооружается.
У нас, конечно, есть отдельные высокоинновационные сегменты в
экономике. Но это всего лишь островки в устаревшей и изношенной экономическое системе.
В целом мы скатываемся все глубже и глубже в третий мир. Поэтому нужны воистину
революционные реформы. Но для этого власть должна иметь доверие хотя бы половины
населения. И надо еще иметь решительность отказаться от ошибок, от тех глубоких
проколов и провалов, которые больно бьют по реальности.
- Вы говорите, что нужны
быстрые революционные реформы. По-вашему, реформы, которые проводит сегодня власть,
являются неэффективными и неантикризисными?
- Ни одна проведенная реформа не дала положительного результата.
Например, налоговая привела к тому, что Украина оказалась на третьем месте с конца
в мире по качеству налоговой системы. Это не мое мнение, это мнение Мирового банка
и аудиторской компании "Прайс Уотерхаус Куперс". Придут инвесторы в страну
с такой налоговой системой? Никогда. Кто реально платит налоги по Налоговому кодексу?
Платя такие налоги, ни один бизнес не смог бы выжить.
Судебная реформа. Самая худшая судебная система сейчас - в Украине,
и это не мое мнение, а всего мира. У нас самая высокая коррупция в судах, которые
слишком часто принимают решения, совершенно не отвечающие закону.
Инвестиции в Украину. Скорее следует говорить о репатриации капиталов.
Инвестиционная привлекательность страны сегодня находится на самой низкой отметке.
Из-за политики, коррупции и судов.
Вот Евро-2012 должно было привлечь в Украину крупные мировые
компании, которые бы построили современные дороги и, самое главное, качественную
инфраструктуру, аэропорты, вокзалы, мосты, стадионы и т.д. Но никто не пришел. Все
понимали непросчитываемые риски. Никто не мог позволить себе давать от 40% до 50%
откатов на объектах Евро и работать субподрядчиком у местных олигархов.
- Вы стараетесь сейчас
быть внепартийным экспертом. Советуете, рекомендуете ли вы что-то власти? К вам
прислушиваются?
- До октября 2011 года я работал первым заместителем секретаря
СНБО и регулярно составлял соответствующие докладные записки президенту и главе
его администрации. Но ни на одну из них я не получил ответа. Я думаю, что причиной
моего сокращения послужило именно то, что никому не нужны никакие профессиональные, но с их точки зрения навязчивые
советы.
Сегодня как политический эксперт я говорю, что нужно делать.
Например, это касается новой конституционной реформы и работы Конституционной ассамблеи.
Я считаю, что, прежде всего, необходимо понять, зачем нам нужны изменения в действующую
Конституцию и какова степень ее легитимности? И если нужно менять Конституцию, то
какие разделы? Или принимать новую Конституцию? Что нас в ней не удовлетворяет?
Это чья-то очередная прихоть или назревшая капитальная перезагрузка страны? Какая
после этого будет форма государственного правления? В чьих руках будет сосредоточена
власть? Есть еще сотня вопросов. Но ни на один из них ни вы, ни я, ни общество не
получили и, кажется, не получим ответа.
- "Дело Тимошенко"
- ошибка или закономерность в действиях нынешней власти? Ожидать ли каких-то санкций
со стороны Европы по отношению к Украине?
- Что касается дела Тимошенко, то это крупная и, возможно, фатальная
политическая ошибка власти. Нет ни одной страны в мире, которая поддерживала бы
сегодня действия власти по отношению к Юлии Тимошенко. Я - профессиональный криминалист
и скажу, что все нормы о должностных преступлениях - это пережитки сталинско-вышинских
времен и сильно устаревшие институты уголовной юстиции. Доказательство тому – самая
высокая латентность этих правонарушений. Смею утверждать, в наших условиях нет должностных
лиц, действия которых в той или иной мере не подпадали бы под составы этих преступлений.
Без сомнения, это выглядит как политический процесс с формальным прикрытием Уголовным
кодексом. Мне кажется, что здесь буквально использован принцип советских следователей
- был бы человек, а статья найдется.
Кстати, и новый Уголовно-процессуальный кодекс тоже не улучшает
ситуации с уголовным процессом. Он не пошел дальше Уголовно-процессуального кодекса
1960 года, поскольку еще больше ограничил защиту и сделал ее значительно слабее
по отношению к обвинению. Я уже молчу об этом "карликовом суде" присяжных,
где трое присяжных ничего не смогут сделать против воли двоих профессиональных судей
- никакого свободного принятия решений о виновности или невиновности подсудимого
не будет.
Возвращаясь к делу Тимошенко: мне кажется, что Европейский суд
будет иметь все основания вынести достаточно серьезный вердикт в ее защиту. А насчет
санкций… Думаю, что до Евро-2012 и, скорее всего, до парламентских выборов по отношению
к Украине никаких серьезных санкций не применят. Если не считать таковыми усиливающуюся
политдипломатическую изоляцию и беспрерывное падение всех без исключения рейтингов
Украины на фоне таких же беспрерывных жестких резолюций ЕС и США. Отсчет нового
политического кризиса и парад санкций могут быть запущены после октября 2012 года,
если власть не докажет способности к демократическим процедурам и справедливым выборам
в парламент, поскольку их будут оценивать
не по национальному законодательству, а по международным правилам, нормам и традициям.
Юлия Тарасова,
30.05.2012
//www.sq.com.ua/rus/article/politikum/stepan_gavrish_ya_pridu_v_parlament_s_gotovym_paketom_zakonodatelnyh_predlozhenij/
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар