середу, 30 травня 2012 р.

Степан Гавриш: Я пойду в парламент с готовым пакетом законодательных предложений, включая конституционные


Недавно мы опубликовали статью  с прогнозом относительно кандидатов в народные депутаты по мажоритарным округам в Харьковской области. Статья вызвала большой интерес и получила много отзывов: несмотря на то, что до выборов осталось пять месяцев, публичных заявлений о намерении баллотироваться практически не звучало. Насколько наши прогнозы оказались верны, покажет время. Возможно, по некоторым округам в итоге будут выдвинуты другие кандидаты. Однако уже сегодня есть люди, по поводу намерений которых сомневаться не приходится. Пока что их около десяти. Большинство из них – довольно известные личности. Мы начинаем серию интервью с теми, кто уже определился со своими политическим желаниями.

Первый гость рубрики "Политикум" – Степан Гавриш, который уже заявил о намерении баллотироваться в Верховную Раду по 176-му избирательному округу (г.Чугуев, а также Великобурлукский, Волчанский, Двуречанский, Печенежский и Чугуевский районы - "SQ").

- Степан Богданович, чем вы занимаетесь в последнее время - после того, как ушли из власти и политики?

- Я недавно ушел из власти, но не ушел из политики. Сейчас занимаюсь глобальным анализом событий во внешней и внутренней политике, мировых тенденций и их влияния на наше будущее. Для Украины это очень важно, поскольку в уже существующей новой реальности внешняя политика стала внутренней. Много читаю и пишу. И у меня появилось больше времени для семьи, сыновей.

- В своих предыдущих интервью вы говорили, что у вас совершенно новый этап в жизни, и он связан именно с детьми…

- Да. Это так. Мой новый этап жизни связан именно с семьей, появлением двух сыновей – Луки и Марка. Это подарок судьбы после тяжелой катастрофы. С ними, мне кажется, я начал новую жизнь.

- Какие черты характера они унаследовали от вас? Пытаетесь ли вы вложить в них то, чего вам самому в себе не хватает?

- Да, я вижу в них настойчивость, упрямство и лидерские качества. Необычна склонность к творчеству, причем во всех сферах. Они прекрасно рисуют, как и я в детстве. Это все передалось им от моей мамы. Пацаны очень эмоциональные, что и для меня характерно. Я был страшным непоседой. Вообще, жизнь ребенка в сельском дворе - это совсем не та жизнь, которая есть сегодня. Я был полноценным и ответственным членом домохозяйства: пас гусей, коров, даже доил корову, поскольку все работали в страду колхозном поле.

- Известно, что вы пошли в школу гораздо раньше своих сверстников. Не растеряли свои таланты по жизни?

- Да, было такое в моей жизни. Я в прямом смысле удрал в школу, когда мне едва исполнилось шесть лет. Мать уехала в город продавать гусей, потому что в колхозе платили трудоднями и денег не было, а мы строили дом. Каждый день дети шли в школу с криками: "Пошли с нами, умный", - потому что я все время ходил с книгой. В отличие от них, я научился читать гораздо раньше и даже ходил в сельскую библиотеку. Я босиком, с полотняной торбочкой через спину пошел с этими "провокаторами", захватив книги, тетради и карандаш. Смеясь, взрослые ребята посадили меня на заднюю, самую большую парту в первом классе. Первоклашки из двух сел друг друга еще хорошо не знали. Поэтому учительница только в конце урока обратила на меня внимание. Она с удивлением спросила, что здесь делает такой маленький мальчик. Увидев книгу и тетрадь, она по-учительски строго спросила меня: "Ты умеешь читать и писать?" Сначала я бегло прочел в книге сказку о волшебном баштане, а потом на доске написал печатными буквами свою фамилию и имя. Она позвала директора. Он долго на меня смотрел, в итоге отправил домой. Дома вечером директор застал меня на коленях на кукурузе с двумя грабовыми поленьями в руках. Я был наказан за непослушание. Но директор долго убеждал маму, что я очень способный, и мне надо обязательно учиться. Мама продала теленка, купила костюм и портфель, и они пахли новой жизнью. Так я пошел в школу. Через месяц в школу по письму "доброжелателей" примчалась комиссия из районо. Они на всех громко кричали. Потом задавали мне разные вопросы, заставляли читать, писать, складывать в уме, долго совещались в учительской. Какая-то член комиссии, вытирая слезу, все время говорила, какой я маленький и хрупкий. Мне под ответственность директора разрешили учиться в школе.

У меня была уникальная память, я мог запомнить целую страницу написанного текста и пересказать ее с абсолютной точностью. Мои родители, когда я был в первом классе, приглашали соседей, доставали "Кобзарь", соседи наугад открывали любую страницу и давали мне. Я читал, давал им книжку и повторял все слово в слово. В школе был драмкружок, и я знал наизусть роли всех участников постановки. Случалось, что приходилось играть сразу две роли, когда кто-то из участников труппы болел. На колхозной машине мы ездили выступать в другие села, в основном ставили произведения Шевченко. Я и сейчас пользуюсь памятью больше, чем записями.

Причем с такой же легкостью я откликаюсь на все детское, что есть в моих двух маленьких сыновьях. И мне кажется, что между нами иногда нет особой разницы. Я часто с ними вступаю в различные единоборства, придумывая на ходу разные игры. Мне иногда кажется, что мое детство вместе с озорством помогает мне и сейчас находить ответы на сложные вопросы современного мира. Когда бывает очень трудно, я прячусь в детских воспоминаниях или иду в спортзал.

- Вы говорили, что очень любите читать, и у вас дома отличная библиотека. Какая последняя книга произвела на вас впечатление?

- У меня действительно отличная библиотека. Последняя книга, которую я прочитал, не поверите, с каким-то восторгом, - это книга М.Ридли "Геном". Она уникальна. В Украине в печатном виде ее нет, поэтому пришлось скачивать из интернета. Это бестселлер о результатах глобального исследования генома человека. Книга послужила толчком для написания статьи - о геноме украинца и факторе его страхов. Феноменальный физик-ядерщик М.Каку со своей книгой о физике будущего подтолкнул меня к написанию статьи о трагедии Фукусимы в контексте Чернобыльской катастрофы, а мемуары Ли Куан Ю – об экономическом кризисе и модернизации Украины.

Но я, наверное, приверженец скорее научной фантастики. Она в высшей степени связана со смелыми прогнозами развития мира и человечества. Классика - это основа мировоззренческой позиции, без нее не обойтись. Поэтому сейчас заканчиваю, кстати, книгу Франца Кафки, изданную недавно Иваном Малковичем. Но научная фантастика – это свободный взгляд в будущее. В Совбезе я не раз пытался предвидеть, спрогнозировать будущее для страны. Это очень похоже. Например, нанотехнологии были предсказаны фантастами еще в 1950-х годах. В Совбезе мы предсказывали системный кризис развития из-за игнорирования принципа преемственности власти, делегитимизации ее конституционной конструкции и наращивании слияния власти с большим бизнесом. Помните, у нас не читатели - у нас писатели.

У меня нет дома раритетных коллекций, но есть великолепные книги с уникальными иллюстрациями, коллекции украинских книг, которые в силу бедности отечественного книгоиздательства издаются почти поштучно. Я поддерживаю такие издания. Когда-то я как вице-спикер парламента был инициатором и автором создания особого экземпляра Конституции, на котором президент должен был приносить торжественную клятву, вступая в должность. Тогда мы эмоционально дискутировали с выдающимися украинскими дизайнерами, переплетчиками о том, какой она будет… Есть книги, которые для меня представляют особую ценность. Например, "Україна - козацька держава", раритетное энциклопедическое издание, рассчитанное на политическую, научную и творческую элиту страны. Я стоял у истоков ее подготовки.

- Степан Богданович, после того как вы вспомнили о политическом прошлом, хочется спросить о вашем политическом будущем. Вы заявили, что будете баллотироваться в народные депутаты, причем по тому же округу, по которому уже избирались дважды. Что вас с ним связывает?

- Моя политическая карьера началась в этом округе: я прошел в парламент, стал вице-спикером, руководителем фракции, лидером парламентского большинства. Мне приятно, что я сделал очень много для округа и его избирателей. К концу второй депутатской каденции три района (Чугуевский, Печенежский и Великобурлукский) занимали первые места в области по социально-экономическому развитию. Я придумал, разработал и реализовал программу газификации округа на 76-80%. Были полностью газифицированы Печенежский район, Великий Бурлук, Старый Салтов и другие крупные населенные пункты. Это был уникальный проект. После меня никто не решался на подобные вещи.

Я много сделал для того, чтобы действия центральной власти и интересы моего округа постоянно пересекались. Иногда со скандалами. Я находил разные способы договариваться. Это сложная и тонкая политика компромиссов. Несколько раз в округ приезжал президент Леонид Кучма, премьер Юлия Тимошенко. С министром по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы Василием Дурдинцом (был министром в 1999-2002 гг. - "SQ") в поселке Вильча (Волчанский район) мы подписали договор о поддержке жителей, которые были переселены сюда из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС. Благодаря этому для них были созданы сотни рабочих мест в Волчанске, оборудована амбулатория, обеспечено автобусное сообщение.

Я занимался проблемами интернатов и детей-сирот в этом округе. Реализовал проект по расширению сети домов семейного типа. Так, под Волчанском был создан уникальный семейный дом, где и по сей день воспитывается 16 детей-сирот. Мной внесен в парламент законопроект о госпомощи семьям с детьми, о государственной соцпомощи малоимущим семьям, о финансовой поддержке детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, и (что очень важно) законопроект о детских домах семейного типа. В 2000 году стал законом мой проект о противодействии насилию в семье, за который я долго боролся. В итоге, правда, многое из него было выброшено, в том числе и организация телефонной линии, по которой дети и беззащитные члены семьи могли обращаться в правоохранительные органы или к психологу за защитой от насилия в семье. Жаль, что нынешние депутаты от власти не продолжили этих традиций, а сосредоточились на личных интересах.

В ближайшее время я собираюсь представить полный отчет о своей работе перед избирателями.

Я придумал и успешно реализовал два этнофестиваля - "Печенежское поле" и "Свадьба в Малиновке". "Печенежское поле" объединило на одной сцене на берегу Печенежского водохранилища представителей Украины, Беларуси, Молдовы, России и других стран. Мы рассчитывали на возрождение старых традиций, прежде всего - украинского славянского этно. Одновременно с песенным фестивалем и фестивалем-конкурсом народных костюмов и музыкальных инструментов, конкурсом ремесленников и художников проводился конкурс на лучшее исполнение поэзии Петра Василенко – удивительного поэта из Печенег. Планировали создать большую ярмарку, на которой можно было бы продавать то, что выращивается на простом сельском дворе. Чтобы стимулировать интерес людей к этому, я в свое время предлагал законопроект о поддержке сельских домовладений в Украине. Но, к сожалению, он не был поддержан из-за того, что парламент лоббирует интересы исключительно крупных финансово-промышленных групп или отдельных миллиардеров.

- Раньше вы заявляли, что большинство районных газет отказались печатать ваши поздравления, вам отказывали в выделении помещений для общения с избирателями. Продолжаете ли вы ощущать препятствования вашим действиям?

- Знаете, я никогда не испытывал давления на себя со стороны воинствующего и тупого административного ресурса. Я обращался в чугуевскую, двуречанскую, печенежскую газеты, чтобы разместить самые обычные поздравления на коммерческих основаниях. Но мне не только отказали, а и разместили вместо этого грязные и унизительные публикации от имени запуганных властью ветеранов, в которых "разобрали" чиновничьим языком какие-то мои политические или экспертные пассажи. Мы посетили этих ветеранов, и они сказали, что подписали это под давлением районных редакций и райгосадминистраций. После чего они потеряли спокойствие: их, пожилых людей, снова запугивали и приглашали на собеседование "в стиле ЧК".

В пос. Вильча я много помогал людям, они нуждаются в помощи и сегодня. Но вот теперь мне приходится проводить встречи с людьми в саду под деревьями. Учителя вместе с сельским головой (вдумайтесь, какую мораль они несут детям?) бегали и уговаривали людей не идти на встречу со мной. А ведь я когда-то организовал в этой школе большой компьютерный класс. И не только. Пришло человек 50, много инвалидов. Они возмущались, что им даже не дали возможности присесть, чтобы со мной поговорить. А в Печенегах, к примеру, совсем молодой председатель администрации вызывал к себе ветеранов и давал им "разгон" за то, что они приезжали ко мне на встречу.

- Степан Богданович, а как вы будете вести предвыборную кампанию?

- Буду продолжать лично встречаться с избирателями, использовать прессу, телевидение. Уверен, меня поддержат местные общественные организации, которые устали от неожиданно возродившегося феодализма. Конечно, в этих условиях очень важно, как будет действовать власть. Готова ли она быстро усиливать политический кризис в стране, чтобы Европа эти выборы не признала? Готова ли она и к личному кризису, будущим испытаниям и личным потрясениям? Ведь это приведет к тому, что Украина окажется в полной не только политической, но и экономической изоляции. Думаю, сегодня власти важно понять, что если она будет стремиться в 14 избирательных округах Харьковщины избрать 14 депутатов - представителей власти, то это будет прямо свидетельствовать о грубой фальсификации выборов.

Со стороны власти, как вы видите, существует жесткое и брутальное давление на независимых кандидатов. Но, кроме них, своих кандидатов в округах обязательно выставит и объединенная оппозиция. И знаете, все это может привести к тому, что власть, используя административный ресурс, фальсификации, запугивая избирателей, членов избирательных комиссий, втягивая в политику правоохранительные органы и суды, сможет победить. Но это будет колоссальной ошибкой и пирровой победой. Есть проблема и с оппозицией, которая не умеет и не хочет договариваться, не выдвигает сегодня конкретных программных целей, что позволило бы получить доверие и объединить независимых политиков. Я - независимый и пытаюсь убедить в этом избирателей. Ведь ни с одной, ни с другой стороны нет четкого плана будущего. А я пойду в парламент с готовым пакетом законодательных предложений, включая конституционные.

В свое время я много раз говорил и Олегу Демину, и Евгению Кушнареву (экс-губернаторы Харьковской области - "SQ") о том, что нужно уделять максимальное внимание формированию харьковской политической группы в Киеве, чтобы влиять на центральную политику в интересах Харьковского региона. И у нас была сильная харьковская группа "Демократические инициативы", в ней было 11 депутатов-харьковчан, в том числе и нынешний губернатор Михаил Добкин.

Я написал несколько законопроектов в интересах Харьковской области. Харькову были предоставлены значительные льготы по налогообложению. По сути, мы создали в городе технопарк, но этим никто не воспользовался - не хватило знаний, решительности, здорового авантюризма. Также мы написали для завода им. Малышева закон о приоритетном развитии отрасли бронетехники. Потом вместе с харьковскими нардепами Аллой Александровской и Александром Бандуркой разработали законопроект о поддержке авиастроения в Харькове.

- В случае избрания вы планируете быть независимым депутатом?

- Да. Я никогда не состоял ни в каких политических партиях, кроме коммунистической. Да, был еще партийный опыт, когда я участвовал в оппозиционном блоке "Не так!" (на выборах 2006 г. - "SQ"). Я его не стыжусь, но и не горжусь им. Я считаю, что это был период больших сомнений и единственно возможной дискуссии с властью.

Сегодня вести такой диалог с ней достаточно сложно, скорее - даже невозможно. А если не будет открытой и понятной обществу дискуссии, мы не сможем остановить очень сложный и непредсказуемый кризис, который с каждым днем только набирает обороты. Власть не приобретает сторонников и отпугивает трезвомыслящих прагматиков. Если вчера в обществе были какие-то группы, которые склонялись к диалогу с властью, то сегодня они стали либо "протывсихами", либо ее оппонентами. Украина скатывается к серьезной и тотальной изоляции. Все действия направлены не на развитие государства, а на сохранение власти и усиление личных капиталов.

Украине нужны быстрые и понятные людям демократические реформы. Провести их силами тех, кто зачастую не имеет элементарных знаний и не обращает никакого внимания на общественное мнение, невозможно. Реформы не могут быть проведены просто хорошими друзьями и преданными слугами. Нужны интеллектуалы, способные оценить глобальные тренды развития мира, нужны опытные управленцы и моральные лидеры во власти. Нужны реальные экономисты, финансисты и честные, умные юристы.

Внутренний рынок - на нулевой отметке. Мы не можем взять деньги нигде в мире и вынуждены кататься на печатном станке. Гривна стоит перед девальвацией. Цены галопируют, коррупция превращает чиновников в единственный правящий класс страны. Никто не говорит о легитимизации правопорядка, о реальной реформе правосудия и правоохранительной системы в целом. Армия с нулевой боеготовностью не способна к защите государственного суверенитета, она не реформируется и не перевооружается.

У нас, конечно, есть отдельные высокоинновационные сегменты в экономике. Но это всего лишь островки в устаревшей и изношенной экономическое системе. В целом мы скатываемся все глубже и глубже в третий мир. Поэтому нужны воистину революционные реформы. Но для этого власть должна иметь доверие хотя бы половины населения. И надо еще иметь решительность отказаться от ошибок, от тех глубоких проколов и провалов, которые больно бьют по реальности.

- Вы говорите, что нужны быстрые революционные реформы. По-вашему, реформы, которые проводит сегодня власть, являются неэффективными и неантикризисными?

- Ни одна проведенная реформа не дала положительного результата. Например, налоговая привела к тому, что Украина оказалась на третьем месте с конца в мире по качеству налоговой системы. Это не мое мнение, это мнение Мирового банка и аудиторской компании "Прайс Уотерхаус Куперс". Придут инвесторы в страну с такой налоговой системой? Никогда. Кто реально платит налоги по Налоговому кодексу? Платя такие налоги, ни один бизнес не смог бы выжить.

Судебная реформа. Самая худшая судебная система сейчас - в Украине, и это не мое мнение, а всего мира. У нас самая высокая коррупция в судах, которые слишком часто принимают решения, совершенно не отвечающие закону.

Инвестиции в Украину. Скорее следует говорить о репатриации капиталов. Инвестиционная привлекательность страны сегодня находится на самой низкой отметке. Из-за политики, коррупции и судов.

Вот Евро-2012 должно было привлечь в Украину крупные мировые компании, которые бы построили современные дороги и, самое главное, качественную инфраструктуру, аэропорты, вокзалы, мосты, стадионы и т.д. Но никто не пришел. Все понимали непросчитываемые риски. Никто не мог позволить себе давать от 40% до 50% откатов на объектах Евро и работать субподрядчиком у местных олигархов.

- Вы стараетесь сейчас быть внепартийным экспертом. Советуете, рекомендуете ли вы что-то власти? К вам прислушиваются?

- До октября 2011 года я работал первым заместителем секретаря СНБО и регулярно составлял соответствующие докладные записки президенту и главе его администрации. Но ни на одну из них я не получил ответа. Я думаю, что причиной моего сокращения послужило именно то, что никому не нужны никакие  профессиональные, но с их точки зрения навязчивые советы.

Сегодня как политический эксперт я говорю, что нужно делать. Например, это касается новой конституционной реформы и работы Конституционной ассамблеи. Я считаю, что, прежде всего, необходимо понять, зачем нам нужны изменения в действующую Конституцию и какова степень ее легитимности? И если нужно менять Конституцию, то какие разделы? Или принимать новую Конституцию? Что нас в ней не удовлетворяет? Это чья-то очередная прихоть или назревшая капитальная перезагрузка страны? Какая после этого будет форма государственного правления? В чьих руках будет сосредоточена власть? Есть еще сотня вопросов. Но ни на один из них ни вы, ни я, ни общество не получили и, кажется, не получим ответа.

Вообще-то Конституционная ассамблея - это орган учредительной власти. Его задача только одна – подготовить, одобрить текст Конституции, отправить его на всенародный референдум. Поэтому в состав ассамблеи должны избираться делегаты по такому же принципу, как и в парламент. У нас обычному совещательному органу при главе государства присваивается громкое название. Непонятен и сам процесс принятия новой Конституции: ее будет принимать парламент или ее текст будет выноситься на всеукраинский референдум после завершения работы совещательного органа президента?

- "Дело Тимошенко" - ошибка или закономерность в действиях нынешней власти? Ожидать ли каких-то санкций со стороны Европы по отношению к Украине?

- Что касается дела Тимошенко, то это крупная и, возможно, фатальная политическая ошибка власти. Нет ни одной страны в мире, которая поддерживала бы сегодня действия власти по отношению к Юлии Тимошенко. Я - профессиональный криминалист и скажу, что все нормы о должностных преступлениях - это пережитки сталинско-вышинских времен и сильно устаревшие институты уголовной юстиции. Доказательство тому – самая высокая латентность этих правонарушений. Смею утверждать, в наших условиях нет должностных лиц, действия которых в той или иной мере не подпадали бы под составы этих преступлений. Без сомнения, это выглядит как политический процесс с формальным прикрытием Уголовным кодексом. Мне кажется, что здесь буквально использован принцип советских следователей - был бы человек, а статья найдется.

Кстати, и новый Уголовно-процессуальный кодекс тоже не улучшает ситуации с уголовным процессом. Он не пошел дальше Уголовно-процессуального кодекса 1960 года, поскольку еще больше ограничил защиту и сделал ее значительно слабее по отношению к обвинению. Я уже молчу об этом "карликовом суде" присяжных, где трое присяжных ничего не смогут сделать против воли двоих профессиональных судей - никакого свободного принятия решений о виновности или невиновности подсудимого не будет.

Возвращаясь к делу Тимошенко: мне кажется, что Европейский суд будет иметь все основания вынести достаточно серьезный вердикт в ее защиту. А насчет санкций… Думаю, что до Евро-2012 и, скорее всего, до парламентских выборов по отношению к Украине никаких серьезных санкций не применят. Если не считать таковыми усиливающуюся политдипломатическую изоляцию и беспрерывное падение всех без исключения рейтингов Украины на фоне таких же беспрерывных жестких резолюций ЕС и США. Отсчет нового политического кризиса и парад санкций могут быть запущены после октября 2012 года, если власть не докажет способности к демократическим процедурам и справедливым выборам в парламент,  поскольку их будут оценивать не по национальному законодательству, а по международным правилам, нормам и традициям.

Юлия Тарасова, 30.05.2012
//www.sq.com.ua/rus/article/politikum/stepan_gavrish_ya_pridu_v_parlament_s_gotovym_paketom_zakonodatelnyh_predlozhenij/


Немає коментарів: