пʼятниця, 18 травня 2012 р.

Конституционная Ассамблея и гражданское общество


Президент Украины Виктор Янукович подписал Указ «О Конституционной ассамблее». Текст соответствующего указа, датированный 17 мая, размещен на сайте главы государства.

Согласно документу, Конституционная ассамблея – специальный вспомогательный орган при Президенте Украины.

В задачи этого органа, которые перечислены в положениях о Конституционной ассамблее, входит подготовка законопроекта (законопроектов) о внесении изменений в Конституцию Украины, организация общественного, профессионального (с участием международных экспертов) обсуждения этого законопроекта, а также доработка текста по результатам такого обсуждения. Затем Ассамблея предоставляет доработанный текст изменений в Конституцию Президенту Украины, который вносит его на рассмотрение Верховной Рады.

В состав ассамблеи входит не более 100 членов, которые являются гражданами Украины, имеют соответствующую профессиональную подготовку и опыт работы в сферах государственного и правового строительства, пользующиеся авторитетом в обществе, и которые, как правило, не являются лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления. Персональный состав Конституционной ассамблеи утверждается президентом Украины.

Конституционная ассамблея образована в составе 94 человек. Пока в ней нет представителей оппозиционных партий.

При этом в состав ассамблеи вошли 4 народных депутата, из них Сергей Кивалов и Владислав Забарский представляют Партию регионов, Игорь Шаров – Народную партию, Игорь Рыбаков – депутатскую группу «Реформы и порядок». Кроме того, в состав Ассамблеи включен бывший спикер парламента, член Социалистической партии Александр Мороз.

Основную часть Конституционной ассамблеи составляют ученые, специалисты в правовой и юридической сферах, судьи Конституционного суда, глава Центральной избирательной комиссии Владимир Шаповал.

Председателем ассамблеи (по согласию) предлагается назначить Президента Украины (1991-1994 гг) Леонида Кравчука; заместителем председателя – директора Института государства и права имени Корецкого Национальной академии наук Украины Юрия Шемшученко; секретарем ассамблеи – советника президента – руководителя Главного управления по вопросам конституционно-правовой модернизации администрации президента Марину Ставнийчук.

В указе отмечается, что депутатские фракции в Верховной Раде Украины и политические партии, которые не подали предложений по кандидатурам в персональный состав Конституционной ассамблеи, могут вносить такие предложения в течение деятельности ассамблеи.

Президент поручил возложить организационное и информационное обеспечение деятельности Конституционной ассамблеи на администрацию президента Украины, финансовое и материально-техническое обеспечение – на Государственное управление делами, научно-консультативное обеспечение – на Национальный институт стратегических исследований.

Кроме того, указом поручено предложить Национальной академии правовых наук Украины, Институту государства и права имени Корецкого Национальной академии наук Украины, Институту политических и этнонациональных исследований имени Кураса Национальной академии наук Украины, Киевскому национальному университету имени Тараса Шевченко также осуществлять научно-консультативное обеспечение деятельности Конституционной ассамблеи.

Глава государства также указал принять к сведению, что с началом деятельности Конституционной ассамблеи прекращает свою работу научно-экспертная группа по подготовке ассамблеи.

Указ вступает в силу со дня его опубликования.

Как сообщалось, Президент Украины В. Янукович своим указом "О поддержке инициативы относительно создания Конституционной ассамблеи" от 21 февраля 2011 года поддержал инициативу первого президента Украины Л. Кравчука относительно создания Конституционной ассамблеи для подготовки изменений в Конституцию Украины. Указом от 25 января 2012 года он определил дату, до которой можно подавать предложения по составу Конституционной ассамблеи, – 16 апреля 2012 года.

М. Ставнийчук пояснила, что состав Конституционной ассамблеи будет состоять из 100 человек. Формирование ассамблеи в политической ее части будет проходить по принципу паритетности. В частности, для политических сил есть 12 квот для всех парламентских фракций и групп, которым можно внести в состав ассамблеи по одному человеку. При этом из 12 мест 6 предусмотрено для провластных сил и 6 – для оппозиционных. Кроме парламентских политсил, право на внесение своих кандидатур будут иметь партии, получившие на последних президентских или парламентских выборах поддержку более 100 тыс. голосов: «Фронт змин», УДАР Виталия Кличко, ВО «Свобода», Социалистическая партия Украины, «Трудовая Украина» и «Единый центр». Однако наибольшая квота предусмотрена для ученых.

Вместе с тем, в тексте указа и положениях об ассамблее не говорится о квотах при формировании состава ассамблеи.

30 января лидер «Фронта змин» Арсений Яценюк заявил, что Комитет сопротивления диктатуре (укр. Комітет опору диктатурі, КОД) принял решение не принимать участия в работе Конституционной ассамблеи. В этот же день пресс-служба партии «УДАР» Виталия Кличко распространила заявление, в котором отмечается, что партия присоединяется к оппозиционным силам, которые отказались участвовать в работе Конституционной ассамблеи.

Представители ЕС убеждены, что концепция Конституционной ассамблеи, разработанная в тесных консультациях с экспертами Венецианской комиссии, может предоставить сильные аргументы для привлечения как представителей оппозиции, так и общественных организаций. Особое внимание европейцы уделяют вопросам сотрудничества будущей Конституционной ассамблеи с Венецианской комиссией. В связи с этим концепция ассамблеи предусматривает участие европейских экспертов на всех стадиях ее работы.

Вместо комментария:

Безусловно, судить о правовых и политических составляющих данного Указа сложно. Со временем оценку легитимности и целесообразности создания данного органа дадут правоведы, народ и… время.

И все-таки даже сейчас, при беглом изучении Указа возникает несколько вопросов.

Создание Конституционной Ассамблей переводит разговоры о конституционной реформе в плоскость конкретных действий власти по изменению конституционного строя и заостряет ряд вопросов, которые беспокоили общество с момента отмены изменений Конституции 2004 года.

В Положении о Конституционной Ассамблее определено, что она будет готовить концепцию внесения изменений в Конституцию Украины, однако нет ясности в том, какой может быть эта концепция. Ведь в существующей политической и правовой ситуации нет никакой гарантии, что она будет соответствовать интересам страны, нуждающейся в расширении влияния гражданского общества на государственную систему за счёт (прежде всего) построения парламентско-президентской формы правления. До сих пор все действия президентской команды были направлены на построение и укрепление вертикали власти, и некоторые моменты Указа ставят новые вопросы к власти.

Ключевым является принцип формирования Конституционной Ассамблеи: почему орган с таким многообещающим названием формируется сверху и является лишь «спеціальним допоміжним органом при Президентові України», а не избирается всенародно, получая тем самым совсем другой, независимый статус?

Будут ли учтены возможные предложения и замечания оппозиционных сил, если списочное количество членов Конституционной Ассамблеи уже составляет 94 человека, при максимальной численности в 100 членов?

В Указе речь идёт о подготовке предложений об изменениях Конституции, которые будут утверждаться Президентом и могут быть какими угодно. Гражданам Украины будет непросто, если вообще возможно, разобраться в меняющемся балансе полномочий ветвей и органов государственной власти. Только делегирование избирателями полномочий членам органа по реформированию конституции могло бы обеспечить демократический подход к решению столь важного вопроса.

Совершенно непонятен механизм действенного влияния на решения Конституционной Ассамблеи со стороны общественных организаций, который в условиях усиления властной монополии в информационной сфере становится совершенно утопическим.

Таким образом, Президент своим указом снова избрал путь, позволяющий ему проводить те реформы, которые нужны не народу, а правящей верхушке, совершенно отбрасывая принципы правового государства и демократического строя.

Если бы власть хотела опереться на доверие народа, то она попыталась бы сначала восстановить в Украине парламентско-президентскую форму правления, при которой парламент формирует правительство, контролирует его работу, назначает и освобождает с должностей руководителей правоохранительных органов, а затем переходила бы к действительно сбалансированной конституционной реформе.

По материалам «Интерфакс-Украина», 18.05.2012

//ukr-pravo.com.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=6554:2012-05-18-10-42-49&catid=3:iniciatyvy&Itemid=4
//sites.vsetke.com/vM-ukr-pravo.com.ua

Центр «Правова держава» 
Председатель Совета Центра Виктор Медведчук 


1 коментар:

Вадим Мурачов сказав...

24.12.2008
Вступне слово Голови Ради Центру
"Правова держава" В. Медведчука

Шановний відвідувачу!
Вітаю Вас на нашій Інтернет-сторінці.

Минуло вже стільки років, як Україна набула незалежності, але і досі в нашій країні тривають процеси становлення демократії.

Сьогодні коренем зла та чи не найголовнішою причиною багатьох наших проблем є те, що у країні панує правовий нігілізм. Особливо з боку тих, хто має стояти на сторожі законності, повинен бути гарантом прав і свобод громадян. Я переконаний, що невід‘ємною складовою демократії має бути саме законність та верховенство права.

Порядок і демократія запанують в Україні тільки тоді, коли ми разом станемо на перешкоді правовому нігілізму та правовій некомпетентності. Коли чиновник перш за все стане людиною обов`язку, а не одержувачем пільг та привілеїв. Упевнений, що право було, є і буде єдино можливим регулятором всебічного розвитку нашої держави. Нам важливо, щоб юридичні аспекти всіх суспільно-політичних процесів були зрозумілі кожному українцю. Саме на це й спрямована діяльність Центру «Правова держава». Саме це допоможе протистояти нехтуванню прав громадян з боку органів державної влади та спекуляціям у тлумаченні норм закону. Упевнений, що разом ми відбудуємо правову державу. Сподіваюсь на плідну співпрацю.

Висококваліфіковані експерти Центру «Правова держава» допоможуть Вам отримати вичерпні юридичні коментарі або експертні оцінки з будь-яких правових питань.

З повагою,
Віктор Медведчук,
Голова Ради Центру «Правова держава»
http://ukr-pravo.com.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=35:-q-q-&catid=3:iniciatyvy&Itemid=4