середа, 23 травня 2012 р.
Конституционный ринг
Ушли в отказ
Первые украинские оппозиционеры категорически отказались
принимать участие в работе Конституционной Ассамблеи. Президент Янукович подписал указ
о ее создании 17 мая, назвав специальным вспомогательным органом и назначив
руководителем Леонида Кравчука. На первый взгляд, оппозиция демонстрирует
бескомпромиссность в борьбе против «преступного режима». Почему же выходит, что
«уход в отказ» только на руку власти, которая благодаря оппозиционерам получает
свободу действий в продвижении своего проекта Конституции.
Итак, своим указом президент Янукович создал Конституционную
Ассамблею, обозначив ее статус в качестве специального вспомогательного органа
при президенте Украины. Руководящие должности в органе, перед которым ставится
задача разработать проект новой украинской Конституции, распределились так:
пост председателя предлагается занять Леониду Кравчуку (бывший видный коммунист
времен УССР, член последнего состава Политбюро ЦК КПУ, первый президент
независимой Украины), его заместителем предлагают стать директору Института
государства и права имени Корецкого Юрия Шемшученко. А секретарем - Марину
Ставнийчук (советник Януковича и руководитель Главного управления по вопросам конституционно-правовой
модернизации Администрации президента). До президентского указа в Украине
действовала научно-экспертная
группа по подготовке Конституционной Ассамблеи под руководством все того же
Леонида Кравчука.
Пока большинство украинских политиков еще не обозначили свою
позицию в отношении инициированного Януковичем конституционного органа, спикеры
«Батькивщины» и «Фронта перемен», которые договорились выставить на выборы в
Раду единый список, поспешили заявить свой категорический отказ участвовать в
работе Ассамблеи. Так, премьер-министр оппозиционного правительства и народный
депутат Сергей Соболев (фракция «БЮТ - Батькивщина») прокомментировал новость
словами «Мы и раньше заявляли, что конституционная ассамблея –
неконституционный орган. Такой орган может
создавать исключительно Верховная Рада». Оппозиционный премьер сослался на
то, что Конституция 1996 года и последующие редакции всегда готовились
специальной комиссией Верховной Рады. «Если действительно хотят менять
Конституцию, такой орган должен быть создан при Верховной Раде», - резюмировал
Соболев. А вот будущий первый номер списка партии «Батькивщина» Арсений Яценюк
в Черкассах 20 мая заявил, что мотив конституционных телодвижений Януковича -
желание снова стать президентом. Именно поэтому оппозиционеры отказываются
участвовать в работе органа, который создан с целью обеспечить выборы Януковича
в 2015 году в Верховной Раде. Еще Яценюк отметил, что президент не наделен
полномочиями формировать Конституционную ассамблею.
«Согласно действующей Конституции, внесение изменений и
дополнений в Конституцию может происходить только в стенах Верховной Рады,
только в 300 голосов, а внесение изменений в отдельные разделы Конституции
предусматривает обязательное проведение референдума, закона о котором, кстати,
в Украине пока нет», - заявил Яценюк.
Многолетний руководитель украинской Социалистической партии
и один из «отцов» Конституции 1996 года, а также политреформы 2004-го Александр
Мороз еще в феврале 2011 года в интервью
УНИАН раскритиковал такой ход как создание Конституционной Ассамблеи. Тогда
Мороз категорично заявил, что «Конституция не предусматривает никаких
ассамблей». «Кстати, в украинском лексиконе слово «ассамблея» употребляется
лишь для обозначения общих собраний какой-то международной организации
(Генеральная ассамблея ООН, Парламентская ассамблея Совета Европы и тому
подобное). Неточная дефиниция ориентирует на обманчивую логику действий. И, в
самом деле, в комментариях инициаторов «ассамблеи» (а дискуссии по этому поводу
в разнообразных «центрах», «лабораториях» и тому подобное ведутся уже не первый
год, не Леонид Кравчук инициатор идеи) предусматриваются разные варианты, как
«ассамблеей» заменить парламент», - расшифровал свое «против» Александр Мороз.
Понятно, что Ассамблея изначально ставится в условия, когда
ее деятельность будет протекать «под колпаком» у Администрации президента, ведь
именно президентская канцелярия назначается ответственной за организационное и
информационное обеспечение, а хозяйственная часть в лице Государственного
управления делами - за финансовое и материально-техническое обеспечение. Еще
один слабый момент заключается в том, что в состав Ассамблеи планируется
включить не более 100 человек. Учитывая, что на день издания президентского
указа она уже насчитывала 94 человека, оппозиционным партиям остается не более
6 мест. А поговорка Суворова «побеждать не числом, а умением», видимо, не про
украинских оппозиционеров.
Вместе с тем, Конституционная Ассамблея - это площадка,
которую можно использовать. Понятно, что администрация Януковича постарается
использовать данный формат для того, чтобы затянуть оппозицию,
ученых-конституционалистов, политологов в выгодный для себя процесс обсуждения
проекта нового Основного закона. Понятно, что Ассамблея - это механизм для придания
президентскому проекту легитимности в глазах общества, политиков, заграницы и
международных структур. Свет клином не бютовцах и «фронтовиках» не сошелся.
Если АП ставит целью, чтобы в Ассамблее была представлена оппозиция, то
оппозиционеры найдутся, пусть даже это будут откровенные статисты. Оппозиционное поле сегодня широкое.
Но в то же время оппозиционеры из «Батькивщины» и «Фронта
перемен» могли бы использовать Ассамблею для того, чтобы презентовать свой
собственный вариант Конституции и аргументировано критиковать положения
президентского проекта. Красноречивый момент, во многом поясняющий заявленную
непримиримость - своих альтернативных проектов Конституции они не разработали.
А ведь отказ оппозиции на руку власти. Получается,
отказываясь принимать участие в работе над проектом Конституции, оппозиция
сознательно подыгрывает правящей администрации. При этом талантливо выдавая
«игру в одни ворота» за принципиальную позицию.
Ведь, говоря языком образом, Ассамблея - это боксерский
ринг. И начало ее работы - это шанс для оппозиционеров на деле сойтись лицом к
лицу с «антинародным режимом», против которого они так принципиально борются на
словах, выступая на митингах и телеэфирах. Как бы вы отнеслись к боксеру,
который начал жаловаться на то, что противник лучше тренировался и сильнее
технически? К сожалению, украинские оппозиционеры, ссылаясь на какие-то свои
мотивы, сегодня на этот ринг выходить отказались.
23.05.2012
Сергей Слободчук –
политолог (Киев, Украина)
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
1 коментар:
17.05.2012 Марина Ставнійчук
Конституційна Асамблея розглядається Главою держави як публічний майданчик...
25.01.2012 Марина Ставнійчук
Саме тому Конституційна Асамблея розглядається як широкий майданчик...
http://constituanta.blogspot.com/2012/03/2010-2012.html
25.06.2011 Марина Ставнійчук
Конституционная ассамблея должна рассматриваться как профессиональная площадка...
http://constituanta.blogspot.com/2012/05/blog-post_24.html
Дописати коментар