неділю, 24 червня 2012 р.

Кто Ассам-блеет, а кто дубиной долбит


Завершающаяся неделя ознаменовалась весомым событием — в среду первый раз заседала Конституционная ассамблея. 

Данное образование призвано наработать изменения в ныне действующий Основной закон Украины. Тем не менее, данное действо оказалось практически, извините за каламбур, невесомым для общественного сознания, граждане внимания не обратили. Несмотря на то, что нововведения (вымарывания, добавления, кардинальная переделка) могут коснуться всего объема краеугольного государственного документа, любой из 160 наличествующих статей, любого их пункта. А ведь иди речь даже о внесении одной-двух поправок в закон подобного масштаба, это действительно должно было бы стать «горячим» событием. У нас – не стало. 

Попробуемте, уважаемые читатели-собеседники, прикинуть – почему? А то медиа в основном цитируют так сказать, одновременно и народное, и интеллигентски-раскованное высказывание Леонида Кравчука об этой самой упомянутой дубинке в свете задницы крупного рогатого скота.

Леонид Макарович, как известно, в почтенные годы решился остаться в истории не только в качестве первого президента, не без влияния коего была принята Конституция в 1996-м. Но и в роли «очільника» вышеупомянутой ассамблеи «при Януковиче». Дело его, конечно. О палке же и неких частях тела он сказал по очень частному случаю. Регионалы заявили, что ожидают от КА изменений, которые позволят придать русскому языку статус государственного. Вот Кравчук и отшутился. Его перл журналисты цитируют как «теленок еще не родился, а кое-кто с дубиной суетится», хотя ясно, что в первоисточнике поговорка такова: «теля ще в дупі, а баба з дрином бігає». Он имел ввиду, что работа, дескать, еще только началась, и потом, «мы не вносим изменения в Конституцию, мы подаем разработанные нами предложения президенту, а принимает их Верховная Рада».

А вот – назло «кому надо», не будемте сегодня заострять внимание на аспектах украиноедского законопроекта, прошедшего парламентское утверждение в первом чтении, ладно? И потому, что есть основания посвятить разговор другой теме. И потому, естественно, что даже тем, кому «общепонятный» в качестве государственного, по жизни, так сказать, и вправду непременно нужен, ясно: эту штуку регионалы и прочие коммунисты показывают всем исключительно в период избирательной кампании.

Сейчас интереснее другое. Работа Конституционной ассамблеи рассчитана на два года, вплоть до 2014-го. То есть прав Леонид Макарович, теленок (свиненок, змееныш, это уж что получится) ее любых поворотных предложений на данном этапе и вправду пребывает в зачаточном состоянии, в укромном местечке. Потом еще, надо понимать, предполагается осмысление предложенного главой государства. И парламентское, если следовать в рамках закона, то достаточно длительное утверждение либо неутверждение каждого изменения. А вот принимать во втором, окончательном чтении законопроект под названием «О принципах государственной языковой политики» те же регионалы клятвенно собираются не далее, как 4-5 июля сего года. Под предканикулярный занавес нынешней сессии.

И вот что из этого следует. Данный пример свидетельствует: нелегитимное парламентское большинство по отмашке хозяев собирается Конституцию в очередной раз нарушить. Потому что, буде закон примут – стране придется жить по с понтом «законно нарисованным» правилам. Которые невиданно для цивилизованной демократии вступают в противоречие с одним из положений действующей Конституции.

Здесь важно вот что. Не чего именно касается или будет касаться «незаконный закон», а принцип. Принцип, свидетельствующий – Конституция всего лишь ширма для режима. А «распорядок дня», «декрет», называйте, как хотите, попросту проштамповывается в полупустом зале ВР, и становится действующим.

Да что далеко ходить? 21 июня, в четверг, Верховная Рада приняла два законопроекта, затрагивающие очень острый, земельный, вопрос. Так вот, Владимир Литвин, по приказу (!) все того же нелегитимного большинства дважды выносил на голосование одну весьма пахучую поправку. С буквально потрясающим аргументом на устах: «Просьба Кабинета министров… Чтобы не нарваться на президентское вето…». И продавил ее.

Поправка касается не каких-то там камуфляжных (для обсасывания гипотетическими вконец обрусевшими избирателями; для, впрочем, бессмысленной, очередной попытки прогиба перед Кремлем) языковых проблем. Ею органы исполнительной власти и местных Рад, Верховного Совета АР Крым, лишаются права на передачу земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственность или пользование. Данное право — исключительно в руках Государственного агентства по земельным ресурсам и Кабинета министров. Еще одна монополизация, сосредоточение огромного общенационального богатства в одной, понятно, какой, горсти.

Но взирая на обсуждаемую нами сегодня тему – показательней другое. Эксперты бьют тревогу. С принятием подобного документа нелегитимный Кабмин получает возможность передавать в уставной капитал Земельного банка государственные земли, допуская таким образом их отдачу каким-либо акционерным компаниям. А это – одно из прямых нарушений очередного положения ныне действующей Конституции.

Погодите, какой-такой Земельный банк? А и вправду, никаких законодательных положений о подобном учреждении в Украине не существует. Вот так нарушение того, «что написано пером», цепляется за следующее нарушение. Вырубается, так сказать, топором, который, надо понимать, привязан к вышеупомянутой дубине.

А в общем и целом получается то, что и требовалось доказать. Нелегитимному режиму, янучарскому набегу, по-настоящему не требуется ни Конституции, ни даже законов. Не требуется в качестве того, что следует исполнять. Если и нужно, то разве что в качестве размалеванного веера, прикрывшись коим можно кокетливо бросать взгляды в сторону мирового сообщества, живущего по цивилизованным правилам игры.

Кажется, во многом из-за этого, из-за невостребованности конституционных положений на практике, широко применяемого нынешней властью – для граждан попытки изменить Конституцию «в верхах» событием и не становятся. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов объективного посттоталитарного наследия, отсутствия у нас уровня мышления, присущего развитому гражданскому обществу. Но не теоретически-историческое, а сиюминутное, именно нынешнее отношение к законам во многом подталкивают опасное безразличие людей к тому, что «где-то записано».

И кстати, здесь затягивается опасный узелок. «Им» можно, а нам что, нельзя? В любой сфере. «Им», конечно, поразмашистей, «они» (чтоб «их»…) сильнее меня – маленького, это ясно. Но раз законы – только вывеска, значит, и мне кое что на своем месте можно? За взятку закрыть глаза на суть «скучных строчек» в любом, подвластном мне аспекте. Украсть. Да-да, идемте дальше – почему бы и не убить?

Это не преувеличение. Потому как — либо в стране есть атмосфера законопослушания, либо ее нет. «Серединка» здесь достаточно сомнительна.

Да, тут кстати, Кравчук на брифинге после первого заседания ассамблеи сказал следующее: «главным импульсом к изменению Основного закона явился запрос на это общества». Вы у «них» чего-то запрашивали? А вы, тоже нет? Ну-ну…

Если не запрашивали, то, скорей всего, потому, что опять таки – напрочь, имея основания, не верим, что будет принято что-либо позитивное. Не с целью сиюминутной узкой выгоды, а действительно для развития страны на хорошую перспективу. Но главное – не имеем оснований верить, что любая, распрекраснейшая, нью-Конституция будет данной властью исполняться. А не потому, что Конституция-1996, первая (не считая уходящих в глубокую древность достаточно демократичных наработок Пылыпа Орлыка) Конституция Украины в качестве независимого государства – идеальна, и разумной доработки не требует. Требует. Но не сейчас, не под тенью угрожающей дубины.

Хотя даже отметив подобное, трудно согласится с заявлением одного из ассамблейцев, доктора философских наук Максима Розумного. Он сказал агентству УНИАН, что «Конституционный процесс — это признак зрелого демократического общества, которое ПОСТОЯННО пересматривает основы своей самореализации». Подчеркнула слово «постоянно». Потому что прониклась щемящей жалостью к гражданам, скажем, США. По Розумному выходит, что их общество в этом аспекте совершенно незрелое. Здесь человек, ложась почивать, при всех иных проблемах – уверен, что проснется в стране с теми же краеугольными постулатами бытия. Конституция принята в 1787 году, во когда. И за это время в нее внесено аж 27 поправок, кстати, действующих до сих пор, а не перекраиваемых под каждого нового хозяина Белого Дома. А ведь всякое было. Незатухающее еще много лет после Гражданской войны противостояние Юга и Севера. Великая депрессия. Убийства президентов.

А что вообще за институция, эта самая Конституционная ассамблея? Где изложена необходимость ее «заведения», и, что важнее, принципы отбора в нее, ее работы? Ну, создана указом Януковича как «специальный вспомогательный орган при главе государства». Но в нынешней, опять-таки – долженствующей действовать Конституции об изменениях в Основной закон четко сказано: принимаются Верховной Радой. То, что напряженная и ответственная дискуссия в зале заседаний на эту тему в любом случае предваряется теоретическими наработками, производимыми как учеными, так и политиками, оно и так понятно. Момент рабочий. Не предполагающий нынешнего, искусственно раздуваемого ажиотажа. И ведь что еще неприятно: пытаясь подчеркнуть эдакий демократический прорыв, режим и здесь не обходится без гаденькой по мелочности лжи. Марина Ставнийчук с Банковой напоминает прессе, что состав КА, 95 «штыков» (оппозиционные фракции парламента и политические силы отказались делегировать своих представителей, ну, мол, что ж, их проблема) оказывается создан по результатам «публичных обсуждений». Не хочется скатываться до брутальности, но где ж тот публичный дом, в котором велись столь публичные обсуждения, что граждане о них не подозревают?.. А у Виктора Мусияки, ныне – большого приверженца регионалов, проскакивает, что да, действительно вначале планировалось избирать членов ассамблеи всенародно, на манер нардепов, а потом… Ну, он не знает, как это предложение «рассосалось». Да и останься оно – все же похоже на некий абсурд. Зачем парламенту дублирующий, так же избранный орган?

Коль скоро у нынешнего режима практически все действия основываются на сиюминутном тактическом «хапке» — нельзя обойти вот какой момент. Оппозиция и некоторые политологи считают, что перекройка Конституции «в главных» — предпринимается оттого, что Янукович боится возможных президентских перевыборов, хочет какой-то строкой «забальзамировать» свою личную власть пред этой опасностью.

Но знаете, судя по реальной атмосфере в обществе – нам с вами наплевать, чего там в глубине организма хочет Янукович или те из «них», кто смеет всерьез хотеть. Наплевать так же, как им наплевать на наши насущные, справедливые, законные пожелания.

И получается… Да-да, то самое, может, кому и надоевшее, но неизбывное на данном этапе: Карфаген должен быть разрушен. То есть в нашем, далеко не древнегреческом случае – нелегитимный, попирающий законы и Конституцию режим должен быть как можно скорее отрешен от власти.

Виктория АНДРЕЕВА, «ОРД», 24 июня 2012 г.
//ord-ua.com/2012/06/24/kto-assam-bleet-a-kto-dubinoj-dolbit/?page=2
//www.mk.ru/merinov/

Немає коментарів: