середа, 27 червня 2012 р.

Леонид Кравчук: Европейцы имеют право нам указывать


Леонид Кравчук — о новой Конституции, украинском двуязычии и отмене неприкосновенности

Сегодня исполняется 16 лет со дня принятия Конституции Украины. За это время Основной закон меняли дважды. Впервые в 2004 году. Тогда полномочия главы государства урезали, дабы достичь компромисса на президентских выборах. Второй раз вносили изменения, а точнее вернулись к старой редакции в 2010 году, тем самым полномочия президента усилив. А к 2014 году готовится текст новой Конституции Украины. О том, каким будет Основной закон, внесут ли в него норму об отмене депутатской неприкосновенности и о втором государственном языке, рассказал «Известиям в Украине» глава Конституционной ассамблеи, первый президент Украины ЛЕОНИД КРАВЧУК.

Депутаты от Партии регионов предлагают внести в новую Конституцию норму о двух государственных языках: русском и украинском. Стоит ли это делать?

В Украине нет проблемы с русским языком. Наоборот, этот язык в большинстве регионов страны и во многих сферах жизни общества доминирует. 10 статья Конституции Украины гласит, что русский не относится к региональному языку. Я не понимаю, почему в законопроекте, принятом в первом чтении, депутаты отнесли его к таковому. Более того, та же статья Конституции Украины гласит, что государство содействует развитию языков международного общения, к которым относится и русский. Наверное, депутаты что-то не поняли или же под видом регионального хотят предоставить статус официального или государственного русскому. К тому же Ассамблея не принимает Конституцию, а готовит предложения, новый Основной закон будет принимать Верховная Рада. Для этого нужно 300 голосов, а я не думаю, что Партия регионов или оппозиция получит на парламентских выборах столько депутатских мандатов. Таким образом, у вопроса о принятии второго государственного языка нет перспективы. Эта проблема надуманная.

Депутаты пытаются отменить неприкосновенность. Это тоже требует внесения поправок в Конституцию. Есть ли смысл вносить эти изменения сейчас, если к 2014 году будет новый Основной закон?

Этот вопрос, точно также как и языковая проблема, поднимается перед выборами. Сколько лет независимости Украины — столько раз вопрос отмены депутатской неприкосновенности выносился на обсуждение. Причем каждый раз под выборы. Это игра, в которую небезопасно играть. Если поднимать вопрос неприкосновенности, нужно понять, в какой степени, при каких условиях, в каком объеме и кому ее отменять, а не лишать неприкосновенности всех и полностью. Это политическая трескотня. Хотели бы отменить, давно бы уже отменили.

А стоит ли, как рекомендуют политики и эксперты, записать в новую Конституцию Украины вид избирательной системы, чтобы не менять ее каждый раз перед выборами?

Да, это сделать нужно. Такой вопрос поднимался на заседании Конституционной ассамблеи. Нам нужно записать в Конституцию порядок избирательного законодательства, чтобы больше к этому вопросу не возвращаться. Считаю, что для Украины подошла бы смешанная избирательная система, но нужно устранить многие ее недостатки, которые мы увидим во время парламентских выборов в этом году.

Президент определил две главные задачи перед Ассамблеей: реформировать систему правосудия и местного самоуправления. Каким образом планируете это сделать, чтобы суды у нас стали независимы, а местное самоуправление имело больше прав?

В этих вопросах есть много наработок. Советник президента Марина Ставнийчук рассказывала, что эти наработки прошли даже экспертные оценки и в Венецианской комиссии, и в ПАСЕ. Главная суть реформы — правоохранительная система должна защищать человека, а не государство. У нас с советских времен остался принцип, когда милиция защищала власть и партию. А в центре должен быть человек, его права и свободы. Нужно учитывать европейский опыт. То же касается местного самоуправления. Есть очень много интересных предложений. Мы должны начать над ними работать.

В состав Конституционной ассамблеи не входят представители оппозиции. Вы рассчитываете, что после парламентских выборов они присоединятся?

Мы приглашаем их на заседания, «круглые столы», конференции Ассамблеи, даже если они не войдут в ее состав. Для нас неважно их формальное участие. Нам важно, чтобы они внесли свои профессиональные предложения для улучшения Конституции. Оппозиция должна знать одну вещь: она представляет часть украинского народа, а Основной закон пишется для всего народа. Если оппозиция не хочет представлять в этом процессе своих избирателей, это плохо, но наша работа не прекратится, и ее уровень не ухудшится.

Вы проанализируете, как выполняются нормы действующей Конституции перед тем, как вносить изменения?

Планируем обязательно. Первый пункт нашей работы — провести детальную ревизию нынешней Конституции, чтобы узнать, что и почему не выполняется, какие есть проблемы, их происхождение. Причем привлечем к этому процессу зарубежные институции.

Год ушел на создание Ассамблеи, еще два года вы будете работать над изменениями в Конституцию. Есть ли гарантия, что в случае переизбрания нового президента Основной закон не будут снова менять?

Я не могу дать таких гарантий. Но если будут выписаны все нюансы, согласованные с разными политическими силами и институтами гражданского общества, которые обсуждались на всех уровнях, то потребности менять Основной закон не возникнет.

Как вы относитесь к тому, что европейцы советуют, что делать с заключенными политиками, в то время как сами открывают уголовные дела против своих?

Я недавно был в Германии и там тоже слышал такой же вопрос. Якобы европейцы не корректны в своих советах, вмешиваются в наши внутренние дела. Я считаю, что так могут говорить только невежды. Если мы задекларировали, что хотим стать членом европейских структур, таких как совет Европы, Европейский Союз, подписать соглашение об ассоциации, то мы тем самим даем понять, что хотим стать частью Европейского сообщества. Значит, европейцы имеют право нам указывать, что нужно нам сделать для этого. Мы не можем идти в гости со своим самоваром. Мы должны уважать тех, к кому мы идем. В Европе существуют определенные политические, правовые и социальные стандарты, и мы должны их придерживаться или выйти на трибуну и заявить, что мы в Европу уже не хотим. И тогда нам никто никаких замечаний делать не будет. И в ситуации с Тимошенко нам стоит прислушиваться к советам.

А как вы оцениваете предвыборную подготовку партий, их объединительные процессы? Действия оппозиции помогут ей завоевать голоса избирателей?

Как я вижу, они действуют более-менее. Нет острых, кардинальных заявлений. Есть разве что преувеличение своих возможностей. Оппозиция может иметь силу, если она будет базироваться на какой-то согласованной платформе, а не на простых объединениях, иначе в их лагере очень скоро возникнет противоборство.

Людмила Полях, «Известия в Украине», 27.06.2012
//izvestia.com.ua/ru/article/35524

Немає коментарів: