пʼятниця, 22 червня 2012 р.
Конституционная ассамблея - фронтальная зачистка оппозиции
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ:
КАКОЙ БУДЕТ ИЗМЕНЕННАЯ КОНСТИТУЦИЯ?
На днях Президент Виктор Янукович открыл первое
заседание Конституционной ассамблеи, созданной в мае как специальный вспомогательный
орган при главе государства. По словам
председателя ассамблеи Леонида Кравчука, проект изменений в Основной Закон будет
внесен в парламент в конце 2013 – начале 2014 года. МинПром попытался выяснить, что будет
представлять собой усовершенствованная Конституция.
Председатель правления Центра прикладных политических исследований
"Пента" Владимир Фесенко считает,
что при внесении изменений в Конституцию полномочия Президента не будут усилены.
По его мнению, оппозиция
опасается не столько усиления полномочий главы государства, потому что они и
так на максимуме, а изменения процедуры выборов Президента – того, что они состоятся
в парламенте вместо прямых выборов. В то же время политолог убежден, что эти страхи
возникают на уровне политического подсознания. Так как сегодня у В.Януковича есть
шансы избраться и прямым голосованием, даже при том, что его рейтинги существенно
снизились. Но он и в первом туре опережает своих оппонентов, и у него, по словам
В.Фесенко, есть достаточно серьезные, хотя и скрытые, резервы во втором туре.
В то же время эксперт предупреждает, что изменение процедуры
голосования связано с немалыми рисками. "Мы еще увидим, каким будет новый состав
парламента. Рискну предположить, что у Партии регионов не будет не то что конституционного
большинства, а будут проблемы и с простым большинством – оно будет создано, скорее
всего, будет пропрезидентским, но не таким устойчивым, как нынешнее", – предположил
политолог.
Причиной он назвал присутствие в Раде после выборов депутатов-мажоритарщиков:
"Это особая категория политиков, они "кошки, которые гуляют сами по себе",
с ними надо отдельно договариваться. Президент Леонид Кучма дважды пытался внести
изменения в Конституцию, но "обламывался" на депутатах-мажоритарщиках".
Поэтому, отметил эксперт, внести изменения в Конституцию будет не так просто, а
поскольку речь пойдет о таких чувствительных предложениях, как изменение выборов
Президента, это вызовет большие политические конфликты, да и найти необходимые 300
голосов будет крайне сложно.
Однако В.Фесенко подчеркнул, что действительно есть ряд вопросов,
которые требуют изменения в Конституцию без того, чтобы касаться организации власти.
Среди них: судебная реформа, институт присяжных, институт мировых судей, критерии
отбора судей Конституционного суда, изменение статуса самого Конституционного суда,
реформа местного самоуправления и связанная с ней реформа
административно-территориального устройства.
Он также напомнил, что Президент поставил
вопрос укрепления раздела по правам и свободам. "Мне кажется, здесь проблема
не в нормах Конституции – они неплохо прописаны. Проблема в другом: эти нормы не
всегда исполняются. Кстати, мы видим по ситуации в парламенте, что сами депутаты
нередко нарушают прямые конституционные нормы – это касается и личного голосования,
и использования чужих карточек. И я думаю, что в Конституции стоит закрепить определенные
санкции по отношению к депутатам", – считает политолог.
Кроме того, он убежден, что вопрос об ограничении депутатской
неприкосновенности также необходимо рассматривать в рамках конституционных изменений,
так как в нынешней ситуации накануне выборов эта инициатива вряд ли найдет поддержку
300 народных депутатов во втором чтении. В целом В.Фесенко одобрил то, что в Конституционной
ассамблее будет
не так много политиков: "Я сторонник того, чтобы первоначальный пакет конституционных
изменений готовился экспертами-конституционалистами и представителями гражданского
общества, а политики к этому процессу могут подключиться – так как им придется голосовать
за проект изменений в парламенте".
Говоря об инициативе Партии регионов о внесении в Конституцию
второго государственного языка, В.Фесенко отметил, что найти 300 голосов за эту
идею будет крайне сложно и вряд ли возможно. По его мнению, по этому деликатному
вопросу надо искать компромисс, как это сделали в Конституции 1996 года. "Я
думаю, что лучше решать проблему на законодательном уровне. Путь, который сейчас
предложен, – решить языковую проблему на региональном уровне – правильное решение.
Просто надо это решение принимать в межвыборный период, и надо более гибко расставить
балансы: необходимо укрепить государственный статус украинского языка и в то же
время решить проблему и русского, и других языков на региональном уровне",
– сказал он.
Также председатель правления Центра прикладных политических исследований
"Пента" считает, что до выборов оппозиция точно не подключится к работе
Конституционной ассамблеи. К тому же, по его словам, нет ничего нового в таком игнорировании
работы над Конституцией с подачи главы государства. Когда Президент Виктор Ющенко
создавал Конституционную
комиссию, то оппозиция, в которой были и регионалы, и коммунисты, тоже вышла
из ее состава. "Это такое классическое политическое оппозиционирование. Тем
более перед выборами вряд ли можно ожидать от оппозиции чего-то другого. После выборов
– посмотрим. Может быть, кто-то и присоединится, потому что в Верховной Раде появятся
новые оппозиционные силы, которые захотят повлиять на конституционный процесс. В
любом случае у оппозиции будет возможность повлиять на изменения в Конституцию в
стенах парламента", – подытожил политолог.
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев убежден, что полномочия главы государства не будет усилены,
так как они максимальны.
Изменения в процедуре выборов Президента, на его взгляд, также не произойдут, потому
что не было смысла созывать Конституционную ассамблею ради того, что можно сделать
и без этих усилий. В то же время он предположил, что сами инициаторы создания
Ассамблеи до конца не понимают, для чего нужен этот орган. "Кто-то, наверное,
считает, что он нужен для Венецианской комиссии. Чтобы продемонстрировать Западу
конституционный фасад, что власть, несмотря на дела Тимошенко, Луценко и других
оппозиционеров, думает о том, как установить в стране конституционный порядок. Скорее,
это товар на внешний рынок, на конституционный экспорт для Запада, призванный успокоить
западные элиты и заверить их в том, что Украина не делает откат от демократии и
конституционно-правового порядка", – отметил политолог.
Он также сомневается в том, что партии большинства удастся внести
в Конституцию второй государственный язык. "Не думаю, что Кравчук и другие
члены Конституционной ассамблеи давали согласие на участие в ней для того, чтобы
поддержать Партию регионов, изменить статью 10 и конституционно
закрепить русский язык как второй государственный. Если Партия регионов на это рассчитывала,
то абсолютное большинство Ассамблеи вряд ли на это согласится", – уверен эксперт.
В.Карасев считает, что оппозиция не присоединится к работе Ассамблеи
даже после выборов. "Она присоединится тогда, когда эта Конституционная ассамблея
действительно будет вынуждена разрешать реальные проблемы в конституционно-политическом
развитии страны. А эти реальные проблемы возможны только в условиях глубокого политического
и в целом конституционного кризиса. Что не так уж и маловероятно", – уточнил
политолог.
Первый заместитель председателя парламентской фракции Партии
регионов Михаил Чечетов заверил, что
при внесении изменений в Конституцию полномочия Президента усиливаться не будут.
Он напомнил, что это подтверждал и глава Ассамблеи Леонид Кравчук. Кроме того, по
его словам, в работе Конституционной ассамблеи не будет никакой спешки – на разработку
изменений дается два года. К тому же политиков в этот орган вошло по минимуму, в
нем собраны незаполитизированные специалисты, которые должны выработать общие подходы
и сами изменения в Основной Закон. Среди основных направлений работы Ассамблеи М.Чечетов
назвал усовершенствование защиты прав и свобод человека, завершение реформы местного
самоуправления и введение некоторых положений судебной реформы.
Кроме того, депутат добавил, что Партия регионов будет настаивать
на том, чтобы в Конституцию были внесены изменения по языку. "Мы об этом открыто
говорили все время. Если на сегодняшний день на украинском языке говорят 60%, а
на русском 40%, то думают наоборот, 60% – на русском и 40% – на украинском",
– отметил политик. По его словам, сейчас партия большинства не может внести эти
изменения, потому что не имеет 2/3 поддержки в Верховной Раде, но надеется, что
после выборов наберет 300 голосов и проведет в парламенте эти изменения в новой
каденции. "Поэтому сейчас в части выполнения своих обязательств о создании
комфортных условий людям другой национальности в языковой сфере мы приняли закон
о языках в первом чтении и примем его во втором чтении. А стратегическая задача,
записанная в нашей программе, – сделать русский язык вторым государственным. Мы
на этом будем настаивать, и эту линию будем проводить, поскольку это поддерживается
большинством населения, и де-факто должно стать де-юре", – сказал М.Чечетов.
Он добавил, что Партия регионов выступает за то, что чтобы каждый украинец имел
право и свободу выбора, в том числе и на свободу языка.
Также замглавы Партии регионов выразил уверенность в том, что
оппозиция присоединится к работе Конституционной ассамблеи после парламентских выборов
в октябре. "Потому что будет фронтальная зачистка оппозиции. Поэтому и должны
сейчас на выборах люди выбрать новую оппозицию – патриотов Украины, которые не будут
просить санкции для нашей страны за рубежом. А новая оппозиция этого не позволит
– в частности, Виталий Кличко (лидер партии УДАР), Наталия Королевская (лидер партии
"Украина – вперед!") и тот же Олег Тягнибок (лидер ВО "Свобода").
И эта новая генерация оппозиции за два года внесет свою лепту в работу Конституционной
ассамблеи", – подчеркнул политик.
МинПром, 22.06.2012
//pda.minprom.com.ua/page3/news97686.html
//www.mk.ru/merinov/
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар