пʼятниця, 22 червня 2012 р.

Конституционная ассамблея - фронтальная зачистка оппозиции


ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ: 
КАКОЙ БУДЕТ ИЗМЕНЕННАЯ КОНСТИТУЦИЯ?

На днях Президент Виктор Янукович открыл первое заседание Конституционной ассамблеи, созданной в мае как специальный вспомогательный орган при главе государства. По словам председателя ассамблеи Леонида Кравчука, проект изменений в Основной Закон будет внесен в парламент в конце 2013 – начале 2014 года. МинПром попытался выяснить, что будет представлять собой усовершенствованная Конституция.

Председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко считает, что при внесении изменений в Конституцию полномочия Президента не будут усилены. По его мнению, оппозиция опасается не столько усиления полномочий главы государства, потому что они и так на максимуме, а изменения процедуры выборов Президента – того, что они состоятся в парламенте вместо прямых выборов. В то же время политолог убежден, что эти страхи возникают на уровне политического подсознания. Так как сегодня у В.Януковича есть шансы избраться и прямым голосованием, даже при том, что его рейтинги существенно снизились. Но он и в первом туре опережает своих оппонентов, и у него, по словам В.Фесенко, есть достаточно серьезные, хотя и скрытые, резервы во втором туре.

В то же время эксперт предупреждает, что изменение процедуры голосования связано с немалыми рисками. "Мы еще увидим, каким будет новый состав парламента. Рискну предположить, что у Партии регионов не будет не то что конституционного большинства, а будут проблемы и с простым большинством – оно будет создано, скорее всего, будет пропрезидентским, но не таким устойчивым, как нынешнее", – предположил политолог.

Причиной он назвал присутствие в Раде после выборов депутатов-мажоритарщиков: "Это особая категория политиков, они "кошки, которые гуляют сами по себе", с ними надо отдельно договариваться. Президент Леонид Кучма дважды пытался внести изменения в Конституцию, но "обламывался" на депутатах-мажоритарщиках". Поэтому, отметил эксперт, внести изменения в Конституцию будет не так просто, а поскольку речь пойдет о таких чувствительных предложениях, как изменение выборов Президента, это вызовет большие политические конфликты, да и найти необходимые 300 голосов будет крайне сложно.

Однако В.Фесенко подчеркнул, что действительно есть ряд вопросов, которые требуют изменения в Конституцию без того, чтобы касаться организации власти. Среди них: судебная реформа, институт присяжных, институт мировых судей, критерии отбора судей Конституционного суда, изменение статуса самого Конституционного суда, реформа местного самоуправления и связанная с ней реформа административно-территориального устройства.

Он также напомнил, что Президент поставил вопрос укрепления раздела по правам и свободам. "Мне кажется, здесь проблема не в нормах Конституции – они неплохо прописаны. Проблема в другом: эти нормы не всегда исполняются. Кстати, мы видим по ситуации в парламенте, что сами депутаты нередко нарушают прямые конституционные нормы – это касается и личного голосования, и использования чужих карточек. И я думаю, что в Конституции стоит закрепить определенные санкции по отношению к депутатам", – считает политолог.

Кроме того, он убежден, что вопрос об ограничении депутатской неприкосновенности также необходимо рассматривать в рамках конституционных изменений, так как в нынешней ситуации накануне выборов эта инициатива вряд ли найдет поддержку 300 народных депутатов во втором чтении. В целом В.Фесенко одобрил то, что в Конституционной ассамблее будет не так много политиков: "Я сторонник того, чтобы первоначальный пакет конституционных изменений готовился экспертами-конституционалистами и представителями гражданского общества, а политики к этому процессу могут подключиться – так как им придется голосовать за проект изменений в парламенте".

Говоря об инициативе Партии регионов о внесении в Конституцию второго государственного языка, В.Фесенко отметил, что найти 300 голосов за эту идею будет крайне сложно и вряд ли возможно. По его мнению, по этому деликатному вопросу надо искать компромисс, как это сделали в Конституции 1996 года. "Я думаю, что лучше решать проблему на законодательном уровне. Путь, который сейчас предложен, – решить языковую проблему на региональном уровне – правильное решение. Просто надо это решение принимать в межвыборный период, и надо более гибко расставить балансы: необходимо укрепить государственный статус украинского языка и в то же время решить проблему и русского, и других языков на региональном уровне", – сказал он.

Также председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента" считает, что до выборов оппозиция точно не подключится к работе Конституционной ассамблеи. К тому же, по его словам, нет ничего нового в таком игнорировании работы над Конституцией с подачи главы государства. Когда Президент Виктор Ющенко создавал Конституционную комиссию, то оппозиция, в которой были и регионалы, и коммунисты, тоже вышла из ее состава. "Это такое классическое политическое оппозиционирование. Тем более перед выборами вряд ли можно ожидать от оппозиции чего-то другого. После выборов – посмотрим. Может быть, кто-то и присоединится, потому что в Верховной Раде появятся новые оппозиционные силы, которые захотят повлиять на конституционный процесс. В любом случае у оппозиции будет возможность повлиять на изменения в Конституцию в стенах парламента", – подытожил политолог.

Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев убежден, что полномочия главы государства не будет усилены, так как они максимальны. Изменения в процедуре выборов Президента, на его взгляд, также не произойдут, потому что не было смысла созывать Конституционную ассамблею ради того, что можно сделать и без этих усилий. В то же время он предположил, что сами инициаторы создания Ассамблеи до конца не понимают, для чего нужен этот орган. "Кто-то, наверное, считает, что он нужен для Венецианской комиссии. Чтобы продемонстрировать Западу конституционный фасад, что власть, несмотря на дела Тимошенко, Луценко и других оппозиционеров, думает о том, как установить в стране конституционный порядок. Скорее, это товар на внешний рынок, на конституционный экспорт для Запада, призванный успокоить западные элиты и заверить их в том, что Украина не делает откат от демократии и конституционно-правового порядка", – отметил политолог.

Он также сомневается в том, что партии большинства удастся внести в Конституцию второй государственный язык. "Не думаю, что Кравчук и другие члены Конституционной ассамблеи давали согласие на участие в ней для того, чтобы поддержать Партию регионов, изменить статью 10 и конституционно закрепить русский язык как второй государственный. Если Партия регионов на это рассчитывала, то абсолютное большинство Ассамблеи вряд ли на это согласится", – уверен эксперт.

В.Карасев считает, что оппозиция не присоединится к работе Ассамблеи даже после выборов. "Она присоединится тогда, когда эта Конституционная ассамблея действительно будет вынуждена разрешать реальные проблемы в конституционно-политическом развитии страны. А эти реальные проблемы возможны только в условиях глубокого политического и в целом конституционного кризиса. Что не так уж и маловероятно", – уточнил политолог.

Первый заместитель председателя парламентской фракции Партии регионов Михаил Чечетов заверил, что при внесении изменений в Конституцию полномочия Президента усиливаться не будут. Он напомнил, что это подтверждал и глава Ассамблеи Леонид Кравчук. Кроме того, по его словам, в работе Конституционной ассамблеи не будет никакой спешки – на разработку изменений дается два года. К тому же политиков в этот орган вошло по минимуму, в нем собраны незаполитизированные специалисты, которые должны выработать общие подходы и сами изменения в Основной Закон. Среди основных направлений работы Ассамблеи М.Чечетов назвал усовершенствование защиты прав и свобод человека, завершение реформы местного самоуправления и введение некоторых положений судебной реформы.

Кроме того, депутат добавил, что Партия регионов будет настаивать на том, чтобы в Конституцию были внесены изменения по языку. "Мы об этом открыто говорили все время. Если на сегодняшний день на украинском языке говорят 60%, а на русском 40%, то думают наоборот, 60% – на русском и 40% – на украинском", – отметил политик. По его словам, сейчас партия большинства не может внести эти изменения, потому что не имеет 2/3 поддержки в Верховной Раде, но надеется, что после выборов наберет 300 голосов и проведет в парламенте эти изменения в новой каденции. "Поэтому сейчас в части выполнения своих обязательств о создании комфортных условий людям другой национальности в языковой сфере мы приняли закон о языках в первом чтении и примем его во втором чтении. А стратегическая задача, записанная в нашей программе, – сделать русский язык вторым государственным. Мы на этом будем настаивать, и эту линию будем проводить, поскольку это поддерживается большинством населения, и де-факто должно стать де-юре", – сказал М.Чечетов. Он добавил, что Партия регионов выступает за то, что чтобы каждый украинец имел право и свободу выбора, в том числе и на свободу языка.

Также замглавы Партии регионов выразил уверенность в том, что оппозиция присоединится к работе Конституционной ассамблеи после парламентских выборов в октябре. "Потому что будет фронтальная зачистка оппозиции. Поэтому и должны сейчас на выборах люди выбрать новую оппозицию – патриотов Украины, которые не будут просить санкции для нашей страны за рубежом. А новая оппозиция этого не позволит – в частности, Виталий Кличко (лидер партии УДАР), Наталия Королевская (лидер партии "Украина – вперед!") и тот же Олег Тягнибок (лидер ВО "Свобода"). И эта новая генерация оппозиции за два года внесет свою лепту в работу Конституционной ассамблеи", – подчеркнул политик.

МинПром, 22.06.2012
//pda.minprom.com.ua/page3/news97686.html
//www.mk.ru/merinov/

Немає коментарів: