Изменения в Конституцию
будут вноситься в два этапа, при этом президент не будет определять ни перечень
положений основного закона, в которые необходимо вносить изменения, ни список "запретных"
тем. Об этом, а также о сроках работы Конституционной ассамблеи специальному корреспонденту
"Ъ" СЕРГЕЮ СИДОРЕНКО
рассказала секретарь ассамблеи МАРИНА СТАВНИЙЧУК.
— Когда завершится внесение
изменений в Конституцию?
— Мы ориентируемся на один-два года работы. Однако имейте в виду:
не исключено, что мы будем готовить не один целостный проект изменений в Конституцию,
а пакет проектов. Я ожидаю, что будет два этапа и два законопроекта.
— Можно ли ожидать, что
какой-то из них будет принят парламентом еще до 2015 года, до президентских выборов?
— Более того, я рассчитываю, что при достаточной поддержке мы
завершим за этот срок весь конституционный процесс. Первый же законопроект может
появиться уже осенью этого года.
— В чем будет заключаться
первый этап реформы?
— Президент определил два приоритета — конституционное урегулирование
системы правосудия и реформирование местного самоуправления. Остальное, вероятно,
будет рассмотрено в ходе второго этапа.
— Какова будет роль президента
в процессе изменения основного закона? Намерен ли он влиять на работу Конституционной
ассамблеи (КА)?
— Вы же слышали выступление президента
(…) — он не давал ассамблее ни указаний, ни рекомендаций, не говорил, чем они должны
заниматься и как они должны это делать. Его выступление носило скорее ценностный
характер. Мне кажется, что нынешний состав КА дает возможность этому органу самостоятельно
подготовить научно обоснованный документ. Другое дело, что диалог с главой государства
тоже должен быть, ведь ассамблея — это консультативно-совещательный орган при президенте.
— Разработкой закона о
выборах народных депутатов тоже занимался консультативный орган при президенте,
и тогда Виктор Янукович заранее определил ключевые параметры новой избирательной
системы. Работа КА пойдет по тому же пути?
— Это невозможно, я исключаю эту ситуацию! Члены ассамблеи сразу
определили: нет вопросов в реформировании и модернизации Конституции, которые не
могут быть предметом ее рассмотрения. Вы же понимаете — я как ее секретарь могла
уже сегодня предложить план работы, но мы решили работать по-другому. Инициативы
будут поступать только "снизу", от членов КА, при этом по каждому пункту
будущего законопроекта решение будет приниматься двумя третями голосов.
— Есть ли гарантия, что
президент, получив конституционный законопроект от КА, подаст его в парламент в
неизменном виде?
— Вы задаете вопрос, на который нет ответа ни у кого, даже у
самого президента.
— Допускаете ли вы, что
законопроект, оказавшись в парламенте, претерпит изменения, и его содержание будет
отличаться от разработанного ассамблеей?
— Да, такой риск существует. Поэтому ассамблея должна работать,
учитывая реальность, ее членам следует взаимодействовать и с президентом, и с парламентом.
Никто не лишит президента права дискутировать о положениях законопроекта, который
он подает в парламент, и никто не лишит народных депутатов права вносить изменения
в проект в ходе его рассмотрения в Раде.
— Будут ли изменения в
Конституцию утверждаться на референдуме?
— Согласно действующей Конституции, при внесении изменений в
раздел I (общие принципы),
III (выборы, референдум)
и XIII (порядок внесения
изменений в Конституцию) референдум обязателен. Я четко осознаю, что есть необходимость
усовершенствования и первого, и третьего разделов, так что, очевидно, будет референдум
по внесению изменений в Конституцию.
— Ранее звучали предположения,
что принятие новой редакции Конституции, в отличие от внесения в нее изменений,
можно провести в обход Рады на всенародном референдуме.
— Идей много, в том числе у членов КА. Спор по этому поводу ведется
давно. Однако конституционный путь обновления основного закона только один — тот,
что определен в его XIII разделе. Президент также говорит, что легитимность работы
должна быть обеспечена соблюдением конституционной процедуры внесения изменений
в Конституцию. Поэтому я исключаю возможность того, что будет выбран какой-то другой
вариант. И я настаиваю, что проведение референдума не исключит парламент из конституционного
процесса. Это будет тот референдум, который предусмотрен нынешним порядком внесения
изменений в Конституцию.
Газета "Коммерсантъ
Украина", №95 (1585), 21.06.2012
Фото: Михаил Маркив /Коммерсантъ
//www.kommersant.ua/doc/1962676
Немає коментарів:
Дописати коментар