четвер, 21 червня 2012 р.

Марина Ставнийчук: Очевидно, будет референдум по внесению изменений в Конституцию


Изменения в Конституцию будут вноситься в два этапа, при этом президент не будет определять ни перечень положений основного закона, в которые необходимо вносить изменения, ни список "запретных" тем. Об этом, а также о сроках работы Конституционной ассамблеи специальному корреспонденту "Ъ" СЕРГЕЮ СИДОРЕНКО рассказала секретарь ассамблеи МАРИНА СТАВНИЙЧУК.

— Когда завершится внесение изменений в Конституцию?

— Мы ориентируемся на один-два года работы. Однако имейте в виду: не исключено, что мы будем готовить не один целостный проект изменений в Конституцию, а пакет проектов. Я ожидаю, что будет два этапа и два законопроекта.

— Можно ли ожидать, что какой-то из них будет принят парламентом еще до 2015 года, до президентских выборов?

— Более того, я рассчитываю, что при достаточной поддержке мы завершим за этот срок весь конституционный процесс. Первый же законопроект может появиться уже осенью этого года.

— В чем будет заключаться первый этап реформы?

— Президент определил два приоритета — конституционное урегулирование системы правосудия и реформирование местного самоуправления. Остальное, вероятно, будет рассмотрено в ходе второго этапа.

— Какова будет роль президента в процессе изменения основного закона? Намерен ли он влиять на работу Конституционной ассамблеи (КА)?

— Вы же слышали выступление президента (…) — он не давал ассамблее ни указаний, ни рекомендаций, не говорил, чем они должны заниматься и как они должны это делать. Его выступление носило скорее ценностный характер. Мне кажется, что нынешний состав КА дает возможность этому органу самостоятельно подготовить научно обоснованный документ. Другое дело, что диалог с главой государства тоже должен быть, ведь ассамблея — это консультативно-совещательный орган при президенте.

— Разработкой закона о выборах народных депутатов тоже занимался консультативный орган при президенте, и тогда Виктор Янукович заранее определил ключевые параметры новой избирательной системы. Работа КА пойдет по тому же пути?

— Это невозможно, я исключаю эту ситуацию! Члены ассамблеи сразу определили: нет вопросов в реформировании и модернизации Конституции, которые не могут быть предметом ее рассмотрения. Вы же понимаете — я как ее секретарь могла уже сегодня предложить план работы, но мы решили работать по-другому. Инициативы будут поступать только "снизу", от членов КА, при этом по каждому пункту будущего законопроекта решение будет приниматься двумя третями голосов.

— Есть ли гарантия, что президент, получив конституционный законопроект от КА, подаст его в парламент в неизменном виде?

— Вы задаете вопрос, на который нет ответа ни у кого, даже у самого президента.

— Допускаете ли вы, что законопроект, оказавшись в парламенте, претерпит изменения, и его содержание будет отличаться от разработанного ассамблеей?

— Да, такой риск существует. Поэтому ассамблея должна работать, учитывая реальность, ее членам следует взаимодействовать и с президентом, и с парламентом. Никто не лишит президента права дискутировать о положениях законопроекта, который он подает в парламент, и никто не лишит народных депутатов права вносить изменения в проект в ходе его рассмотрения в Раде.

— Будут ли изменения в Конституцию утверждаться на референдуме?

— Согласно действующей Конституции, при внесении изменений в раздел I (общие принципы), III (выборы, референдум) и XIII (порядок внесения изменений в Конституцию) референдум обязателен. Я четко осознаю, что есть необходимость усовершенствования и первого, и третьего разделов, так что, очевидно, будет референдум по внесению изменений в Конституцию.

— Ранее звучали предположения, что принятие новой редакции Конституции, в отличие от внесения в нее изменений, можно провести в обход Рады на всенародном референдуме.

— Идей много, в том числе у членов КА. Спор по этому поводу ведется давно. Однако конституционный путь обновления основного закона только один — тот, что определен в его XIII разделе. Президент также говорит, что легитимность работы должна быть обеспечена соблюдением конституционной процедуры внесения изменений в Конституцию. Поэтому я исключаю возможность того, что будет выбран какой-то другой вариант. И я настаиваю, что проведение референдума не исключит парламент из конституционного процесса. Это будет тот референдум, который предусмотрен нынешним порядком внесения изменений в Конституцию.

Газета "Коммерсантъ Украина", №95 (1585), 21.06.2012
Фото: Михаил Маркив /Коммерсантъ
//www.kommersant.ua/doc/1962676

28.03.2013 Ігор Коліушко. Закон про референдум vs Конституційна асамблея. Що далі? 
05.02.2013 Джанні Букіккіо. Конституційна реформа має стати завданням Верховної Ради, а не референдуму 
14.01.2013 Микола Оніщук. Політики, які мають президентські амбіції об'єктивно зацікавлені в тому, щоб обсяг повноважень глави держави не зменшувався 
04.01.2013 Виктор Янукович. Вопрос о проведении конституционного референдума будет зависеть от характера предложенных изменений 
12.12.2012 Томас Маркерт. Микола Мельник. Леонід Кравчук. Народ перестав боятися влади 
11.12.2012 Всеволод Речицький. Декілька міркувань щодо нового закону про референдум 
06.12.2012 Томас Маркерт. Закон про референдум... дає шлях процесу, який є неконституційним і сіє розбрат 
04.12.2012 Віктор Мусіяка. Закон про референдум - абсолютно антиконституційний акт 
01.12.2012 Олександр Мороз. Закон про референдум - шлях до диктатури 
23.11.2012 Мирослав Попович. Леонид Кравчук. Даже президент не может решать судьбу закона 
21.11.2012 Ігор Коліушко. Юлія Кириченко. Парламент схвалив неконституційний порядок зміни Конституції України 
26.06.2012 Леонід Кравчук. Якщо Верховна Рада не захоче прийняти нову Конституцію, тоді останнє слово за народом

Немає коментарів: