Нужен ли Конституции капремонт?
В преддверии Дня Конституции юристы на заседании круглого стола
обсудили возможности применения принципа верховенства права в деятельности высших
судебных органов Украины. Также специалисты подискутировали на тему: надо ли менять
Конституцию и нужно ли ликвидировать Конституционный Суд.
Последние несколько лет словосочетание «верховенство права» у
юристов вызывает лишь циничную ухмылку и покачивание головой, что расшифровывается
как «ну да, конечно». Что уж тут говорить о применении такого принципа в юридической
практике.
«Мы же не могли назвать
круглый стол «НЕприменение принципа верховенства права», поэтому оптимистично допустили,
что где-то он все-таки применяется»,
- отметили организаторы мероприятия.
«В Украине проблемы не
только с верховенством права в судебной системе, но и в конституционном регулировании»,
Нужно учитывать, что конституционное регулирование уже давно
не ограничивается одними только нормами. Сегодня Европа переступила этот порог и
плавно перешла к конституционным ценностям, не значащимся в тексте документа, но
вытекающим из его норм и принципов. В качестве примера можно назвать Польшу, в Конституционном
трибунале которой обжаловался как несбалансированный проект закона о бюджете. В
тексте Конституции не было ни слова о подобном, но судьи, исходя из того, что трибунал
должен обеспечивать все права граждан, в числе которых логично поместить и право
на сбалансированный бюджет, приняли решение на пользу истцов. Это происходило еще
в 1999 году.
В Испании в то же время судьи активно применяют принцип социальной
справедливости. К примеру, там никогда и никто не выселит из квартиры должника по
договору аренды, пока его не обеспечат социальным жильем.
О возрастающей роли конституционных судебных органов говорит
и Андрей Мелешевич, декан факультета
юридических наук Национального университета «Киево-Могилянская академия»:
«Схема распределения власти
выглядит следующим образом: один (президент) - несколько (сенат, в который входят
избранные) - много (палата представителей). Однако в последнее время роль второго
звена все угасает, но поскольку свято место пусто не бывает, ему на смену приходят
органы судебной власти (конституционный суд). Это и есть юристократия, которая постепенно
начинает создавать свои нормы».
Такие тенденции можно наблюдать и в Украине, однако представив
нехитрую схему: Идея юристократии + Идея того, что право - это политический инструмент
(согласно украинским реалиям) = отсутствие перспективы, ничего хорошего не получиться.
Необходимо менять подходы, считает г-н Мелешевич.
Начав с Конституции, трудно удержаться и не высказать свои мысли
и о Конституционном Суде, мнение о котором сейчас, мягко говоря, не лестное как
в профессиональном сообществе, так и среди граждан.
«Существование точки зрения
касательно того, что КСУ надо распустить,-
это результат толкования отдельных решений суда. Часто СМИ публикуют информацию,
которая формально соответствует действительности, но на самом деле в том же решении
имелось в виду совершенно другое»,
- говорит Иван Домбровский,
председатель КСУ 2006 - 2007, судья ВСУ и КСУ в отставке.
Однако, кроме того, не в пользу Суда и частое изменение ним правовых
позиций. Никто не говорит, что их менять нельзя, но это должно происходить исключительно
при наличии серьезных перемен в общественной жизни.
Сейчас КСУ хотят навязать предварительный конституционный контроль.
Но если Суд даст добро на какой-то закон, применение которого окажется несколько
не таким, как ожидалось, то как потом сказать нет? Это существенно может усложнить
работу Суда, [подчеркнул г-н Домбровский].
Не забыли участники круглого стола обсудить и внесение изменений
в Конституцию, что в последнее время кажутся все более реальными, учитывая тот факт,
что уже состоялось первое заседание
Конституционной ассамблеи.
П. Мартыненко предлагает
для начала выяснить:
есть ли причины для внесения
изменений в Конституцию?
Как оказывается, причины есть. Уже не первый год Украина игнорирует
замечания Рады Европы к отдельным формулировкам: во-первых, это касается ст. 24 Конституции,
в которой идет речь о принципе равенства Граждан Украины, а Европа требует, чтобы
равны были все Люди. Во-вторых, норма относительно разнополого брака - Европа таких
ограничений уже не ставит.
Следующий на очереди - Раздел II Конституции.
«Основная проблема этого
Раздела в том, что оннепонятно зачем включает в себя ряд так называемых социальных
прав (экономических, экологических, культурных). Ну вот, к примеру, есть у нас в
Конституции право на труд, а у кого-то работы нет, следовательно, на основании такой
нормы можно обращаться в суд. А суду что делать? Обеспечивать всех работой?
- акцентирует П. Мартыненко.
- Эту группу прав лучше
вынести в Преамбулу или оформить в отдельную Декларацию».
В числе прочих проблем - отсутствие принципа распределения власти.
Согласно ст. 6
Конституции у нас есть только разделение, что существенно, поскольку разделение
- это процесс, а распределение - это его результат.
Также можно задуматься и о роли прокуратуры,
место которой определялось весьма специфично, рассуждает г-н Мартыненко. Во время
обсуждения проекта Конституции произошел раскол - одни ратовали за американский
вариант (прокуратура в структуре исполнительной власти), а вторые - за европейский
(прокуратура в структуре судебной власти). Чтобы прояснить ситуацию, обратились
к украинским юристам, однако те прислали справку, в которой вопрос решили полюбовно
- ни нашим, ни вашим - написали, что прокуратура - это вообще 4-ая власть.
Кроме того, сомнения у судьи вызывает просто царский иммунитет
нардепов, позаимствованный из ст. 52 Конституции СРСР 1936 года.
В целом же если попросить поставить запятую в утверждении «Менять
Конституцию нельзя оставить», наверное, победил бы все-таки вариант «менять». Однако
вопрос еще и в том, Как менять? Ведь в отдельных случаях было бы лучше оставить
документ «в покое» и заняться практикой применения норм, а там, чего доброго, и
верховенство права появится на горизонте.
Наталья Шныр, 27.06.2012
|
Валентин Загария, Олег Олейник, Андрей Мелешевич и Петр
Мартыненко
//jurliga.ligazakon.ua/news/2012/6/27/67198.htm
|
Немає коментарів:
Дописати коментар