А путь и далек, и
долог
Конституционная Ассамблея Украины – «специальный вспомогательный
орган при президенте, главной целью создания и деятельности которого является подготовка
законопроектов о внесении изменений в Конституцию Украины».
Сейчас в состав Конституционной Ассамблеи входят 95 человек.
Пока остаются неиспользованными квоты «пяти отдельных политических сил». Более половины
состава Ассамблеи — 73 человека — составляют ученые-конституционалисты и другие
специалисты в отрасли права. Среди членов Ассамблеи около двадцати харьковчан.
— По моему мнению, каждому человеку в Украине нужно предоставить
возможность принять участие в разработке предложений по изменению Конституции, —
говорит президент Национальной академии правовых наук Украины, член Конституционной
Ассамблеи Василий Таций. – Тем более,
что это позволяет нынешний уровень технологий.
Сегодня можно услышать разные, порой – диаметрально противоположные
– отзывы о нашей Конституции, принятой в 1996 году. Солидная часть специалистов
уверена, что наша Конституция была и остается одним из лучших конституционных актов,
известных за последнее время. Другие призывают к изменению Конституции, ограничению
некоторых предусмотренных в ней прав и гарантий, поскольку они все равно остаются
декларативными, так как экономика страны не позволяет их реализовать.
— Наша Конституция сформулирована так, что изменения в нее вносить
очень сложно, — отмечает академик Таций. – Для некоторых поправок нужно набрать
в Верховной Раде не просто конституционное большинство – 300 голосов нардепов, а
3/4 или даже 4/5 ее состава. Более того, Конституция предусматривает, что изменения
в разделах о правах, свободе и гарантиях гражданина могут эти права только расширять.
А забрать нельзя…
Василий Яковлевич считает весьма небезопасными тенденции, когда
законодатели, приняв закон, чуть ли не сразу же – «еще чернила не высохли» — принимаются
вносить в него поправки. Но признает, что в процессе завершающей работы над Конституцией
были допущены определенные ошибки.
— Мир настолько быстро меняется, что даже такой закон как Конституция
стал отставать, возможно, даже давать определенные сбои, — отмечает Василий Таций.
– Но при этом нужно так сформулировать раздел о порядке внесения изменений в Конституцию,
чтобы не возникало искушения ее изменять под настроения, под ту или иную расстановку
политических сил, под кого-то или под определенный политический момент…
— Не должно часто меняться избирательное законодательство, —
уверен ученый. – Но у нас как получается? Вводит Верховная Рада запрет на изменения
в выборном законодательстве позднее чем за год до выборов. Потом – за 200 дней,
за сто… Но и за две недели до выборов вносит изменения. Если зафиксировать избирательную
систему в Конституции, выборы на протяжении длительного времени будут проходить
на одних и тех же принципах…
Еще одной неотложной задачей является построение судебной власти.
Изменить его можно только путем внесения поправок в Конституцию. Сегодня к работе
судов и судей выдвигается много вполне справедливых претензий. С другой стороны,
общеизвестно, что суды перегружены. И это не может не отражаться на сроках рассмотрения
дел и качестве судейских решений. Выход из такого положения может быть в расширении
судейской системы созданием института мировых судей как судей низшего уровня. По
оценкам, они могли бы взять на себя 30—40 процентов дел. При этом была бы введена
ускоренная система обращений в такой суд, ускоренная система рассмотрения дел, принятия
решений. Более качественной в этом варианте, как отмечает Василий Таций, могла бы
стать и процедура формирования судейского корпуса. Ведь человек, поработавший мировым
судьей, при условии самоподготовки сможет стать квалифицированным судьей более высокого
ранга.
По мнению Василия Яковлевича, в рамках конституционных изменений
нужно рассматривать и вопрос об ограничении депутатской неприкосновенности. В связи
с этим академик вспоминает о «незаслуженно забытых итогах всеукраинского референдума
2000 года», на который были вынесены четыре изменения в Конституцию Украины.
В нем приняли участие более 28,7 миллиона человек — 81,15 проц. наших сограждан,
имеющих право голоса. Абсолютное большинство из них – от 81,68 до 89,91 проц. —
положительно ответили на все четыре вопроса референдума. Первый — о предоставлении
президенту права распускать Верховную Раду, если она в течение месяца не сформировала
парламентское большинство или в течение трех месяцев не утвердила представленный
правительством бюджет. Второй — о сокращении общего числа депутатов Верховной Рады
с 450 до 300 человек. Третий — о необходимости формирования двухпалатного парламента.
Четвертый — об отмене депутатской неприкосновенности. После этого референдума президент
создал комиссию по подготовке изменений в Конституцию Украины. Но Верховная Рада
из четырех решений референдума одобрила только то, где президент получил право распускать
парламент.
Главной ценностью Конституции Василий Таций называет заложенные
в ней основы строительства правового государства. Пока еще мы не готовы жить в условиях
правового государства. Пока нам не удастся создать общество людей, которые с детства
воспитаны в условиях, когда нужно жить по законам, условиям, правилам государства,
будет трудно что-то принципиально изменить к лучшему.
Разумеется, все это далеко не полный перечень важных проблем,
пути решения которых будут обсуждаться Конституционной Ассамблеей. Президент страны
Виктор Янукович рекомендовал «проводить эту работу без излишней поспешности и политической
конъюнктурщины». По словам председателя Ассамблеи Леонида Кравчука, проект изменений
в Основной Закон будет внесен в парламент в конце 2013 – начале 2014 года.
Аркадий Генкин,
13 июля 2012
г.
Немає коментарів:
Дописати коментар