понеділок, 23 липня 2012 р.
Леонид Кравчук: Именно необходимость нормирования местного самоуправления – первая причина, по которой конституция требует усовершенствования
По президентской
инициативе в Украине стартовала подготовка к новой конституционной реформе. Уже
сформирована Конституционная ассамблея, призванная подготовить рекомендации
по изменению Основного закона страны. В чем причина подобной инициативы и
какова цель изменений, НБН рассказал председатель Конституционной ассамблеи,
первый президент Украины Леонид Кравчук.
- Что стало стимулом к
созданию Конституционной ассамблеи? Ведь для реформы Конституции нужны какие-то
серьезные претензии к уже существующему тексту документа. Каковы они?
- Тут немало причин. И первая – действующая Конституция была
принята при участии лишь центральных органов власти. Что касается местного
самоуправления, то оно тогда даже серьезно не обсуждалось. Именно необходимость
нормирования местного самоуправления – первая причина, по которой Конституция
требует усовершенствования.
К тому же, вся правовая система, ныне изложенная в
Конституции, направлена на защиту не человека как такового, не гражданина, а на
защиту строя, власти. Как и было в советские времена: правовая и
правоохранительная системы защищали власть, партию, существующий строй. Нет, я
не против защиты строя, просто это должно осуществляться через защиту
гражданина. Именно гражданин – высшая ценность, но это пока что не отображено в
нашей правовой системе. В ту Конституцию мы не смогли заложить такие основы,
как верховенство права в полном объеме, права человека, свобода, демократия в
достаточно полном объеме.
- А почему не смогли?
- Тогда мы еще не вышли на тот уровень сознания, тот уровень
знаний. Ведь каждый человек проходит в жизни определенный путь и к тридцати
годам становится умнее, чем был в пятнадцать.
Ну и еще один важный стимул для изменения Конституции – то,
что Конституционный суд, введя в действие новую
старую Конституцию, превысил свои полномочия. Он не имел право делать это
так, как это было сделано. Он должен был:
а) проанализировать ситуацию и справедливо акцентировать,
что новая Конституция в 2004-м году принималась с
нарушением Регламента ВР и уже действующих норм Конституции. Но...
б) изучив эти нарушения, Конституционный суд должен был
обратиться за их устранением к Верховной Раде, которая является единственным
органом, имеющим право вносить изменения в Основной Закон.
Но Конституционный суд этого не сделал. Он просто объявил:
отныне вы будете жить по Конституции 1996 года. А это уже выход за границы
правового поля, на что обратили внимание как украинский политикум, так и Венецианская
комиссия.
Все перечисленные мною, а также многие другие факторы,
свидетельствуют, что Конституция требует изменения и дополнения. То есть
реформирования.
- С учетом
вышеперечисленного несколько странным выглядит то, что инициатор процесса
конституционной реформы – действующий президент Украины. Ведь именно он получил
наибольшую выгоду от решения Конституционного суда, что впоследствии даже дало
повод оппозиции обвинить его в узурпации власти. Полагаете, он разделяет ваше
мнение о нелегитимности этого решения?
- Разумеется, я не могу гарантировать, что озвученное мною
мнение разделяет президент Украины. Но я знаю, что он разделяет мнение
Венецианской комиссии, которая рекомендует начать широкомасштабную модернизацию
нынешней Конституции и провести конституционную реформу. Это он говорил не раз.
Говорил и
на заседании Конституционной ассамблеи. Даже не озвучивая своего мнения относительно
решения Конституционного суда, он поддерживает реформирование Основного закона.
- Сейчас работа
Конституционной ассамблеи фактически бойкотируется представителями оппозиции.
Не знаете, собираются ли они это делать в дальнейшем? И не опасаетесь ли вы,
что решение, принятое без них, будет иметь меньшую, скажем так, внутреннюю
легитимность?
- Точной информации об их планах у меня нет. Но я был
приглашен на круглый стол
оппозиции и у меня сложилось впечатление, что они не собираются принимать
активного участия в работе ассамблеи. Но они могут принимать участие не как
члены Ассамблеи, а как политики: наши двери открыты, они всегда могут прийти к
нам и высказать свое мнение. Мы все равно к нему прислушаемся. Но даже если
представители оппозиции не будут работать в самой ассамблее, легитимность ее
решений от этого не страдает. У нас там 100 лиц. Сейчас есть 95 – при том, что
кворум – две трети от общего числа членов. Да и в конце концов, мы готовим
Конституцию не для власти и не для оппозиции, но для всего украинского народа.
- Но именно поэтому
для реализации этого проекта нужен запас общественного доверия. Сейчас вряд ли
можно сказать, что с этим все гладко: инициатор конституционной реформы –
президент, а его общественная поддержка далека от абсолютной. Многие граждане
подозревают в этой инициативе его попытку расширить собственные полномочия даже
далее нынешних.
- Конституционная ассамблея только создана. Она
организационно сформирована лишь две недели назад и еще не начала своей
реальной работы. Первое содержательное, реальное заседание пройдет в сентябре.
Пока рано говорить о его повестке дня, но это, безусловно, будет важная и
содержательная акция с обсуждением конкретного проекта документа. И когда
общество услышит и увидит – не без помощи средств массовой информации – что
Конституционная ассамблея не защищает ни власть, ни оппозицию, ни каких-то
конкретных лиц, думаю, общество поймет, чего мы хотим.
К тому же, Конституционная ассамблея не принимает
окончательных решений! Она готовит предложения. И ее главная задача –
подготовить проект закона, который так бы и назывался – «О внесении изменений в
действующую Конституцию». А вносит эти изменения Верховная Рада. Мы лишь подаем
предложения, а уж парламент решает, принимать их или нет. Это конституционное
право парламента.
Конечно, это уже будет не этот парламент, а тот, который
изберут в октябре. Таким образом говорить о том, что Конституционная ассамблея
может кого-то поддержать или укрепить чью-то власть не имеет смысла. У нее нет
на это полномочий. У нее есть полномочия нейтрально, опираясь на общественные
интересы, не склоняясь перед конкретной политической силой, готовить
предложения и формулировать изменения Конституции так, чтобы они отвечали
требованиям и интересам украинского общества.
- Насколько тесно
происходит взаимодействие ассамблеи с Венецианской комиссией и по каким
механизмам оно осуществляется?
- Президент Украины Виктор Янукович уже обратился к
международным организациям, в том числе к ПАСЕ и Венецианской комиссии, с
предложением быть консультантами и экспертами в тех документах, изменениях и
предложениях, которые будет вносить ассамблея. Уже сейчас, при подготовке
концепции организации Конституционной ассамблеи, мы консультировались с
Венецианской комиссией. Их предложения учтены в нашей концепции. Сейчас мы
будем готовить концепцию изменений к Конституции и будем приглашать к нам
специалистов, равно как и направлять к ним документы для экспертного анализа,
выводов и оценок. Это нормальный рабочий процесс и он будет развиваться ради
соответствия разрабатываемых нами норм базовым европейским принципам и
ценностям.
23.07.2012
Виктор
Трегубов, НБН
//nbnews.com.ua/tema/49323/
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар