понеділок, 23 липня 2012 р.

Леонид Кравчук: Именно необходимость нормирования местного самоуправления – первая причина, по которой конституция требует усовершенствования


По президентской инициативе в Украине стартовала подготовка к новой конституционной реформе. Уже сформирована Конституционная ассамблея, призванная подготовить рекомендации по изменению Основного закона страны. В чем причина подобной инициативы и какова цель изменений, НБН рассказал председатель Конституционной ассамблеи, первый президент Украины Леонид Кравчук.

- Что стало стимулом к созданию Конституционной ассамблеи? Ведь для реформы Конституции нужны какие-то серьезные претензии к уже существующему тексту документа. Каковы они?

- Тут немало причин. И первая – действующая Конституция была принята при участии лишь центральных органов власти. Что касается местного самоуправления, то оно тогда даже серьезно не обсуждалось. Именно необходимость нормирования местного самоуправления – первая причина, по которой Конституция требует усовершенствования.

К тому же, вся правовая система, ныне изложенная в Конституции, направлена на защиту не человека как такового, не гражданина, а на защиту строя, власти. Как и было в советские времена: правовая и правоохранительная системы защищали власть, партию, существующий строй. Нет, я не против защиты строя, просто это должно осуществляться через защиту гражданина. Именно гражданин – высшая ценность, но это пока что не отображено в нашей правовой системе. В ту Конституцию мы не смогли заложить такие основы, как верховенство права в полном объеме, права человека, свобода, демократия в достаточно полном объеме.

- А почему не смогли?

- Тогда мы еще не вышли на тот уровень сознания, тот уровень знаний. Ведь каждый человек проходит в жизни определенный путь и к тридцати годам становится умнее, чем был в пятнадцать.

Ну и еще один важный стимул для изменения Конституции – то, что Конституционный суд, введя в действие новую старую Конституцию, превысил свои полномочия. Он не имел право делать это так, как это было сделано. Он должен был:

а) проанализировать ситуацию и справедливо акцентировать, что новая Конституция в 2004-м году принималась с нарушением Регламента ВР и уже действующих норм Конституции. Но...

б) изучив эти нарушения, Конституционный суд должен был обратиться за их устранением к Верховной Раде, которая является единственным органом, имеющим право вносить изменения в Основной Закон.

Но Конституционный суд этого не сделал. Он просто объявил: отныне вы будете жить по Конституции 1996 года. А это уже выход за границы правового поля, на что обратили внимание как украинский политикум, так и Венецианская комиссия.

Все перечисленные мною, а также многие другие факторы, свидетельствуют, что Конституция требует изменения и дополнения. То есть реформирования.

- С учетом вышеперечисленного несколько странным выглядит то, что инициатор процесса конституционной реформы – действующий президент Украины. Ведь именно он получил наибольшую выгоду от решения Конституционного суда, что впоследствии даже дало повод оппозиции обвинить его в узурпации власти. Полагаете, он разделяет ваше мнение о нелегитимности этого решения?

- Разумеется, я не могу гарантировать, что озвученное мною мнение разделяет президент Украины. Но я знаю, что он разделяет мнение Венецианской комиссии, которая рекомендует начать широкомасштабную модернизацию нынешней Конституции и провести конституционную реформу. Это он говорил не раз. Говорил и на заседании Конституционной ассамблеи. Даже не озвучивая своего мнения относительно решения Конституционного суда, он поддерживает реформирование Основного закона.

- Сейчас работа Конституционной ассамблеи фактически бойкотируется представителями оппозиции. Не знаете, собираются ли они это делать в дальнейшем? И не опасаетесь ли вы, что решение, принятое без них, будет иметь меньшую, скажем так, внутреннюю легитимность?

- Точной информации об их планах у меня нет. Но я был приглашен на круглый стол оппозиции и у меня сложилось впечатление, что они не собираются принимать активного участия в работе ассамблеи. Но они могут принимать участие не как члены Ассамблеи, а как политики: наши двери открыты, они всегда могут прийти к нам и высказать свое мнение. Мы все равно к нему прислушаемся. Но даже если представители оппозиции не будут работать в самой ассамблее, легитимность ее решений от этого не страдает. У нас там 100 лиц. Сейчас есть 95 – при том, что кворум – две трети от общего числа членов. Да и в конце концов, мы готовим Конституцию не для власти и не для оппозиции, но для всего украинского народа.

- Но именно поэтому для реализации этого проекта нужен запас общественного доверия. Сейчас вряд ли можно сказать, что с этим все гладко: инициатор конституционной реформы – президент, а его общественная поддержка далека от абсолютной. Многие граждане подозревают в этой инициативе его попытку расширить собственные полномочия даже далее нынешних.

- Конституционная ассамблея только создана. Она организационно сформирована лишь две недели назад и еще не начала своей реальной работы. Первое содержательное, реальное заседание пройдет в сентябре. Пока рано говорить о его повестке дня, но это, безусловно, будет важная и содержательная акция с обсуждением конкретного проекта документа. И когда общество услышит и увидит – не без помощи средств массовой информации – что Конституционная ассамблея не защищает ни власть, ни оппозицию, ни каких-то конкретных лиц, думаю, общество поймет, чего мы хотим.

К тому же, Конституционная ассамблея не принимает окончательных решений! Она готовит предложения. И ее главная задача – подготовить проект закона, который так бы и назывался – «О внесении изменений в действующую Конституцию». А вносит эти изменения Верховная Рада. Мы лишь подаем предложения, а уж парламент решает, принимать их или нет. Это конституционное право парламента.

Конечно, это уже будет не этот парламент, а тот, который изберут в октябре. Таким образом говорить о том, что Конституционная ассамблея может кого-то поддержать или укрепить чью-то власть не имеет смысла. У нее нет на это полномочий. У нее есть полномочия нейтрально, опираясь на общественные интересы, не склоняясь перед конкретной политической силой, готовить предложения и формулировать изменения Конституции так, чтобы они отвечали требованиям и интересам украинского общества.

- Насколько тесно происходит взаимодействие ассамблеи с Венецианской комиссией и по каким механизмам оно осуществляется?

- Президент Украины Виктор Янукович уже обратился к международным организациям, в том числе к ПАСЕ и Венецианской комиссии, с предложением быть консультантами и экспертами в тех документах, изменениях и предложениях, которые будет вносить ассамблея. Уже сейчас, при подготовке концепции организации Конституционной ассамблеи, мы консультировались с Венецианской комиссией. Их предложения учтены в нашей концепции. Сейчас мы будем готовить концепцию изменений к Конституции и будем приглашать к нам специалистов, равно как и направлять к ним документы для экспертного анализа, выводов и оценок. Это нормальный рабочий процесс и он будет развиваться ради соответствия разрабатываемых нами норм базовым европейским принципам и ценностям.

23.07.2012
Виктор Трегубов, НБН
//nbnews.com.ua/tema/49323/

21.06.2013 Світлана Серьогіна. Місцеве самоврядування - сполучна ланка між державою і особою 

Немає коментарів: