В очередную годовщину принятия Конституции Украины, что стало
практически последним, наряду с флагом, гербом и гимном, атрибутом независимости,
мы снова, как и десяток лет назад, говорим о ее переписывании. То бишь, усовершенствовании
или «покращенні», как язвительно отмечают свидетели неумолимо надвигающегося реформирования.
Зачем власти сегодня, когда одним росчерком пера
– решением Конституционного Суда – страну вернули к Основному закону в редакции
1996 года, переписывать Конституцию, которая ее полностью устраивает? К тому же
речь идет о документе, который практически не работает, и к положениям которого
в противоречия вступают многие законы, принятые за последние два года (например,
закон о Кабмине,
о прокуратуре и т.д.).
Ответ, который на поверхности – проблема легитимности.
После антиконституционного переворота 2010 года (так действия КС оценивают многие
эксперты – правоведы) со стороны Евросоюза появились комментарии о нелегитимности
трансформации Конституции. Ведь Конституционный Суд не имеет полномочий менять Основной
Закон. Соответственно возникают вполне закономерные сомнения в легитимности власти,
в частности полномочий президента и новых органов (той же администрации президента),
изменений в судебной системе и т.п.
Понимает ли это власть, сам президент Янукович? Вероятно, понимает,
отсюда созыв так называемой Конституционной
Ассамблеи попытка запустить процесс конституционных изменений. Но каким путем,
в какие сроки и с какой целью?
Совсем недавно советник Януковича по конституционным вопросам
Марина Ставнийчук заявила,
что обновленный вариант Конституции будет вынесен на референдум. Как это президент
собирается делать без парламента – не известно. А судя по всему, такое желание есть.
Отказ представителей оппозиции принимать работу в составе Конституционной
Ассамблеи имеет, прежде всего, политический смысл. Ведь правом законодательной инициативы
(наряду с
парламентом) владеет президент и это он вносит новый, модернизированный текст
Конституции в Верховную Раду. Дальше законодателями создается соответствующая комиссия.
Такова процедура. И еще неизвестно насколько сохранится текст, предложенный президентом.
После одобрения парламентом следует обращение в КС и дальше уже – референдум. Внесение
изменений в разделы
1,3 и 13 автоматически
требует их утверждение на референдуме.
Какие же опасности есть на пути процедуры?
Первая – это внесение изменений законами. То, что происходит в Украине в судебной сфере
в последние два года.
Вторая – на сегодня не изменен текст закона о референдуме.
Действующий не соответствует Конституции. К тому же там не сказано, что он (референдум)
обязателен.
Третья – выборы могут изменить политическую конфигурацию в Верховной
Раде (прежде всего из-за массированного присутствия в парламенте мажоритарщиков).
Вероятное новое ситуативное большинство (действующая Конституция
не предусматривает его создания) может окончательно застопорить процесс конституционных
изменений, отказаться принимать закон о референдуме. А учитывая приближение президентских
выборов (январь 2015 года), вряд ли новый парламент будет более контролируемый со
стороны президентской вертикали, чем нынешний.
На выходе, в сухом остатке получаем желание власти использовать
процесс модернизации Конституции в политических целях. Получив недостающую легитимность
путем референдума. Но если из процесса будет выброшена Рада (например, если та кардинально
изменит вариант Основного закона, который в парламент подаст президент), то это
уже не просто политтехнология, а настоящая авантюра.
В какие сроки это будет сделано? Вероятно под президентские выборы-2015.
Вот и заявление лидера оппозиции Арсения Яценюка 27 июня о том, что они «намерены
подготовить концепцию изменений в Конституцию не ранее 2015 года», под нового президента.
Цель – защита Конституции от «монархических» посягательств Виктора Януковича.
Как видим и здесь – на первом месте преследуются чисто технологические
цели.
Юрий Тюрдьо, 06.07.2012
15.03.2013 Андрій
Стрижак. Легітимність Конституції
повинна бути поза всякою підозрою
25.06.2012 Ірина
Погорєлова. У пошуках легітимності
23.03.2012 Михайло
Савчин. Конституційна Асамблея. Проблема демократичної легітимності
12.10.2012 Ігор
Коліушко. Легітимність Конституції на даний час є сумнівною
18.05.2012 Ігор Когут.
Конституційній Асамблеї бракує легітимності
01.07.2011 Віктор
Мусіяка. Ми зайшли надто далеко в порушеннях Конституції. Ми зробили
нелегітимною не тільки владу, але й саму державу
30.06.2011 Дмитро
Сінченко. Останній шанс легітимності
04.10.2010 Томас
Маркерт. Рішення Конституційного Суду створило проблему легітимності влади в
Україні
|
//caricatura.ru/art/kondenko/url/parad/kondenko/2485 |
Немає коментарів:
Дописати коментар