пʼятницю, 6 липня 2012 р.

Юрий Тюрдьо. Конституционная реформа в Украине: в поиске легитимности или политических преимуществ


В очередную годовщину принятия Конституции Украины, что стало практически последним, наряду с флагом, гербом и гимном, атрибутом независимости, мы снова, как и десяток лет назад, говорим о ее переписывании. То бишь, усовершенствовании или «покращенні», как язвительно отмечают свидетели неумолимо надвигающегося реформирования.

Зачем власти сегодня, когда одним росчерком пера – решением Конституционного Суда – страну вернули к Основному закону в редакции 1996 года, переписывать Конституцию, которая ее полностью устраивает? К тому же речь идет о документе, который практически не работает, и к положениям которого в противоречия вступают многие законы, принятые за последние два года (например, закон о Кабмине, о прокуратуре и т.д.).

Ответ, который на поверхности – проблема легитимности. После антиконституционного переворота 2010 года (так действия КС оценивают многие эксперты – правоведы) со стороны Евросоюза появились комментарии о нелегитимности трансформации Конституции. Ведь Конституционный Суд не имеет полномочий менять Основной Закон. Соответственно возникают вполне закономерные сомнения в легитимности власти, в частности полномочий президента и новых органов (той же администрации президента), изменений в судебной системе и т.п.

Понимает ли это власть, сам президент Янукович? Вероятно, понимает, отсюда созыв так называемой Конституционной Ассамблеи попытка запустить процесс конституционных изменений. Но каким путем, в какие сроки и с какой целью?

Совсем недавно советник Януковича по конституционным вопросам Марина Ставнийчук заявила, что обновленный вариант Конституции будет вынесен на референдум. Как это президент собирается делать без парламента – не известно. А судя по всему, такое желание есть.

Отказ представителей оппозиции принимать работу в составе Конституционной Ассамблеи имеет, прежде всего, политический смысл. Ведь правом законодательной инициативы (наряду с парламентом) владеет президент и это он вносит новый, модернизированный текст Конституции в Верховную Раду. Дальше законодателями создается соответствующая комиссия. Такова процедура. И еще неизвестно насколько сохранится текст, предложенный президентом. После одобрения парламентом следует обращение в КС и дальше уже – референдум. Внесение изменений в разделы 1,3 и 13 автоматически требует их утверждение на референдуме.

Какие же опасности есть на пути процедуры?

Первая – это внесение изменений законами. То, что происходит в Украине в судебной сфере в последние два года.

Вторая – на сегодня не изменен текст закона о референдуме. Действующий не соответствует Конституции. К тому же там не сказано, что он (референдум) обязателен.

Третья – выборы могут изменить политическую конфигурацию в Верховной Раде (прежде всего из-за массированного присутствия в парламенте мажоритарщиков).

Вероятное новое ситуативное большинство (действующая Конституция не предусматривает его создания) может окончательно застопорить процесс конституционных изменений, отказаться принимать закон о референдуме. А учитывая приближение президентских выборов (январь 2015 года), вряд ли новый парламент будет более контролируемый со стороны президентской вертикали, чем нынешний.

На выходе, в сухом остатке получаем желание власти использовать процесс модернизации Конституции в политических целях. Получив недостающую легитимность путем референдума. Но если из процесса будет выброшена Рада (например, если та кардинально изменит вариант Основного закона, который в парламент подаст президент), то это уже не просто политтехнология, а настоящая авантюра.

В какие сроки это будет сделано? Вероятно под президентские выборы-2015. Вот и заявление лидера оппозиции Арсения Яценюка 27 июня о том, что они «намерены подготовить концепцию изменений в Конституцию не ранее 2015 года», под нового президента. Цель – защита Конституции от «монархических» посягательств Виктора Януковича.

Как видим и здесь – на первом месте преследуются чисто технологические цели.

Юрий Тюрдьо, 06.07.2012
//www.odnako.org/blogs/show_19547/

15.03.2013 Андрій Стрижак. Легітимність Конституції повинна бути поза всякою підозрою 
25.06.2012 Ірина Погорєлова. У пошуках легітимності 
23.03.2012 Михайло Савчин. Конституційна Асамблея. Проблема демократичної легітимності 
12.10.2012 Ігор Коліушко. Легітимність Конституції на даний час є сумнівною 
18.05.2012 Ігор Когут. Конституційній Асамблеї бракує легітимності 
01.07.2011 Віктор Мусіяка. Ми зайшли надто далеко в порушеннях Конституції. Ми зробили нелегітимною не тільки владу, але й саму державу 
30.06.2011 Дмитро Сінченко. Останній шанс легітимності 
04.10.2010 Томас Маркерт. Рішення Конституційного Суду створило проблему легітимності влади в Україні

//caricatura.ru/art/kondenko/url/parad/kondenko/2485 

Немає коментарів: