Новая Конституция как инструмент
глубокой
социально-политической
перезагрузки
Украина в своем историческом развитии дошла до такой глубины
национально-исторического кризиса, что выход из него может быть исключительно революционным.
И эта перспектива имеет два потенциальных вектора развития: либо исключительно радикальный
«с низов»,
когда улица будет менять государственное устройство, порядок и способ формирования
власти, и сама сформирует системы сдержек и противовесов, либо революция будет осуществлена
«сверху».
К тому времени, когда правящая политическая элита наконец осознает
тупиковость своей политики, несоответствие ее требованиям современности и глобальному
трансферу Украины, может быть слишком поздно — никакие реформы и подкупы избирателей
через бюджет уже не помогут. Тем более в условиях, когда внешняя политика уже давно
стала для страны внутренней, а суверенность власти сильно ограничена управлением
со стороны, — прежде всего, со стороны Запада. Без учета его позиции и точки зрения
РФ сегодня президент не может принять ни одного важного решения, при том что его
внутренние суверенные возможности ограничены также и полярными политическими элитами
во главе с Тимошенко. К большому сожалению, политическая власть в Украине не понимает
этого и пытается действовать абсолютно неадекватно набирающим силу трендам.
Революция сверху возможна посредством принятия новой Конституции
как инструмента глубокой социально-политической перезагрузки. Собственно, для этого
есть и еще одна ключевая причина. Правда, ее почему-то не обсуждают авторы идеологии
создания Конституционной
ассамблеи — это проблема, связанная с нелегитимностью существующей, по сути,
третьей Конституции Украины. Мы не возобновили Конституцию 1996-года, потому что
такого способа возобновления Конституции не существует в природе. Конституционный
суд, упраздняя Конституцию 2005 года, действовал волюнтаристски, неконституционно.
Конституционный суд в условиях, когда была подорвана база народовластия и демократии,
фактически волей полутора десятков судей установил третью
Конституцию. И не имеет значения, что она по тексту идентична или похожа на Конституцию
1996 года. Она таковой не является, поскольку провозглашена судебным решением —
незаконным, не предусмотренным Конституцией способом — и не основывается на общественном
и политическом компромиссе в обществе.
Итак, необходимо возобновить легитимность
самого конституционного порядка и конституционного способа управления страной. Позиция
президента в этом вопросе является абсолютно правильной: необходимо это сделать
путем принятия новой Конституции, так как внесение изменений в существующую легитимной
ее не сделают. Необходимо перезапустить все конституционные механизмы государства
в легитимном порядке. К сожалению, в окружении президента не все понимают эту проблему
и не решаются ее обсуждать. Но это достаточно серьезная государственная фундаментальная
проблема, имеющая критически важные политические и исторические последствия. Новая
политическая элита, которая сменит правящую в данный момент, даже если она будет
декларировать дружественные позиции и определенную правопреемственность, будет вынуждена
признать нелегитимными все решения нынешней власти, или большую их часть. Причем,
очень простым способом — через Конституционный суд.
В связи с этим создание такого совещательного органа, как Конституционная
ассамблея, в значительной степени — правильное и своевременное. Тем более, что в
Конституционной ассамблее собрано большое количество
ученых, экспертов, политиков. Но попытка добиться компромисса даже тут является
бесперспективной и ошибочной. Это, скорее, будет «одобрямс»
только среди почти 100 докторов наук. Кроме того, они, как показывает практика,
будут защищать каждый свои теоретические взгляды на Конституцию и, в конце концов,
начнут строить очередную Вавилонскую башню.
Нужно искать компромисс с сувереном, хозяином и собственником
государства — украинским народом. Точнее, следует искать широкий компромисс,
приближенный к общественному консенсусу. А новая Конституция могла бы рассматриваться
как одна из форм масштабного социального общественного договора, когда власть реализует
революционные взгляды на развитие страны с точки зрения расширения базы демократии,
формирования плюрализма в обеспечении взаимоотношений между властью и обществом,
расширения прав и свобод и пр. В связи с этим следует понимать, что на сегодня Конституционная
ассамблея не задекларировала никакие правовые или политические позиции — в плане
того, в каком направлении будет разрабатываться новая Конституция, или какие-либо
изменения существующей. При этом колебания по поводу того, будет ли Конституционная
ассамблея вносить незначительные изменения или полностью менять Конституцию, свидетельствуют
о серьезных сомнениях самих заказчиков этого проекта.
Можно говорить также о том, что никаких реальных намерений по
разработке новой Конституции не существует, а есть лишь оттягивание времени и имитация
действий перед Западом. У президента на данный момент — неограниченные
полномочия, которыми не может похвалиться ни один из европейских лидеров. Более
того, система политической власти в стране построена на единоличном титульном управлении
страной. Точка зрения руководителей других институтов власти значения не имеет,
а их позиции обслуживают только политику президента. Политическая монополия «съела»
плюрализм и конкурентоспособность всех видов власти. В этих условиях расширять полномочия
уже невозможно и некуда. Это, так сказать, «конституционный потолок»,
за которым — только введение жесткой диктатуры, на что президент никогда не пойдет.
Напротив, он декларирует европейский путь развития, это означает и европейскую систему
ценностей, включая демократию как философию организации. С другой стороны, сегодня
это невозможно реализовать на практике, так как сразу будет подорвана социальная
стабильность и начнется революция снизу.
В связи с этим необходимо понять цель изменения Конституции.
Во-первых, это неизбежное ограничение власти президента. Но зачем тогда менять Конституцию
2005 года, которая сбалансировала все без исключения системы сдержек и противовесов,
делавшие невозможным влияние общества на власть? Во-вторых, закрепление чрезвычайных
полномочий президента в Конституции, без превращения его в руководителя исполнительной
власти. Но это путь к внешнему кризису и внутренней «белорусизации». В-третьих,
выход на путь поиска модели между истинным народовластием и четким и жестким административным
центром вот главе с лидером нации
— президентом. Все этого ждут. В связи с этим важно было бы услышать, в том числе
и от председателя Конституционной ассамблеи, о чем же все-таки идет речь: о внесении
изменений в действующую Конституцию, или о подготовке принципиально нового Основного
Закона?
Думаю, что власть планирует незначительные изменения с одной
целью: возобновить легитимность действующей Конституции для преодоления дефицита
легитимности и самой власти, и возобновления ее суверенной дееспоспобности. Действительно,
любые изменения к этой Конституции и проведение их законным конституционным способом,
даже включение референдума в этот процесс, делают эту Конституцию легитимной. Мало
того, в процессе этих изменений могут быть закреплены легитимные решения даже о
расширении полномочий президента и других государственных органов, которые сегодня
выполняют роль ключевых стабилизаторов в обществе. Прежде всего — правоохранительных
и спецслужб. Но это — всего лишь передышка для передислокации сил, в том числе и
общественного сопротивления.
Убежден, что сейчас очень важно избежать попыток вообще отказаться
от любой дискуссии. Небезопасно не дать возможности вести диалог и критиковать предложенные,
точнее, высказанные точки зрения относительно того, что будет делать Конституционная
ассамблея.
Вместе с тем Конституционная ассамблея в том виде, в котором
она создана, — институт неестественный, который не имеет никакого отношения к органу,
который призван быть органом основания власти. В идеале же такой орган всегда имеет
прямой и наивысший мандат от избирателя для подготовки текста Конституции и направления
ее на утверждение, как правило, референдумом.
Вызывает обеспокоенность и то, что значительная часть украинских
ученых, политиков в этом плане выступают против прямой демократии и референдумов
как способа формирования стратегии государственного развития, подозревая возможность
их использования в пользу правящего режима. Вообще подобный подход свидетельствует,
что и оппозиционные политические элиты не собираются расширять базу прямого народовластия
и соревнуются на за программную демократию, а борются исключительно за власть и
ради власти. Необходима глубокая дискуссия о том, какая политическая система власти,
форма государственного устройства, система демократии является наиболее эффективной,
перспективной, чтобы подняться из руин, в которых мы пребываем на обочине глобального
развития в секторе отсталых стран третьего мира. Мы не проводим реформы, а пытаемся
спрятать истинные намерения в борьбе за контроль над обществом в пустых обещаниях
и травле оппонентов. Мы до сих пор спорим о самоидентификации в собственной стране,
не владея государством, превращая его в большой бизнес, а все основные ресурсы развития,
включая трудовые, монопольно сосредоточены в нескольких финансово-промышленных группах.
В связи с этим, очень важным сегодня должен стать диалог о том,
сможет ли стать новая Конституция способом перезапуска
украинского государства, и даже способом его переоснования. За 20 лет государство
так и не стало основой национального возрождения, так и не смогло обеспечить украинский
народ надлежащими ресурсами: морально-этическими, философскими, экономическими,
социальными, — для того, чтобы превратить украинский народ в политически самодостаточную
нацию, которая способна, независимо от позиции и намерений государства, принимать
осознанные собственные решения на выборах.
Ряд украинских ученых и экспертов, политиков, по непонятным причинам
заявляют о том, что какая бы ни была Конституция, новая власть будет ее использовать
в собственных интересах. Такая позиция не только вредна, но и чрезвычайно опасна,
так как исключает любую демократию и перспективу реальной, а не фасадной власти
народа как собственника государства.
Если мы правильно выстроим конституционную модель-матрицу, если
мы правильно создадим систему сдержек и противовесов, балансов, если мы обеспечим
в ее рамках соответствующую конституционную, политико-правовую культуру в управлении
государством, то при легитимности и демократичности формирования власти путем выборов
и конституционных назначений изменить власть неконституционным путем станет невозможно.
Естественно, за исключением случаев конституционного переворота или административно-правового
волюнтаризма суда.
В этих условиях президенту нужны спикеры, которые помогли бы
понять, что перед ним стоит архиважная историческая задача. Мы дошли до определенного
исторического предела, когда двигаться далее с багажом таких проблем и сложностей
невозможно, когда существующая законодательная база уже перестала работать на общественные
нужды и исполняет роль инструмента для обогащения кучки украинских олигархов, а
накопленный социальный динамит в обществе, социальное разочарование, отсутствие
любых социальных и политических лифтов, отсутствие диалога в обществе, компромисса
между властью и обществом, противоречия во взглядах общества и власти на развитие
страны является ключевой угрозой.
Это уже взрывоопасный материал, который в любую минуту может
привести к глубоким потрясениям. Мы вновь будем катиться вниз, в очередной социально-политический
кризис и снова будем тяжело из него выходить путем разного рода ухищрений, манипуляций
и разнообразных технологий. Снова будем строить страну, которую видим вот уже 20
лет. Необходимо остановиться. У президента для этого есть блестящая возможность.
Понятно, что 100 ученых Конституцию никогда не напишут. Это лишь люди, которые должны
придать легитимность позиции, выработанной в недрах администрации президента. Необходимо
привлечь к этому процессу избирателя, доверять ему и предложить ему часть ответственности
за конституционный процесс и обустройство государства.
Нам нужны прогрессивные, современные, абсолютно новаторские решения.
Это значит, что Украинская Конституция может быть похожа на конституцию Франции,
которая ближе всех к нам по технологии системы власти, или же — на американскую,
где президент возглавляет исполнительную власть, или должна быть похожа на немецкую,
где президент, является, скорее, протокольным лицом, хотя и принимает, как мы видим,
важные решения, от которых зависит судьба Евросоюза.
Украина, что было бы лучшим вариантом, может создать собственную
Конституцию, исходя из того, что мы знаем о современном мире больше, чем отцы
старых европейских конституций, и уже можем реально оценить перспективы глобального
развития. Таким образом, мы способны сменить кризис на эффективный процесс развития,
используя конституционные механизмы. Для этого мы должны вести диалог не о том,
как у нас все прекрасно, что у нас есть Конституционная ассамблея, не о том, какие
у нас замечательные инициативы, а о том, каким должно быть содержание этой Конституции,
своеобразной национальной Библии для всех
украинцев. К сожалению, по сегодняшний день никакого официального или экспертного
заявления относительно содержания Конституции нет — как и о том, что с ней делать.
А заявление председателя
Конституционной ассамблеи о том, что президент сомневается — хороший признак. Президент
всегда должен сомневаться, и не только в вопросе подписания или неподписания закона о языке, но и в выборе той или иной системы управления государством, потому что
он — единственный, кто может принять историческое решение совместно с народом-сувереном.
Это, кроме всего, значит, что у нас есть шанс, что президент найдет правильное решение.
И очень хотелось бы ему в этом помочь.
17.07.2012
Степан Гавриш,
политический эксперт, «фрАза»
//fraza.ua/analitics/17.07.12/145334/zajavlenie_predsedatelja_konstitutsionnoj_assamblei_chto_janukovich_somnevaetsja_horoshij_priznak_prezident_vsegda_dolzhen_somnevatsja.html
|
//www.mk.ru/merinov/ |
Немає коментарів:
Дописати коментар