понеділок, 2 липня 2012 р.

Петр Симоненко. Народная Конституция - это проект построения системы настоящего народовластия


Отметили, а что дальше?

28 июня украинский народ отметил очередной День Конституции. Власть стремилась придать этому торжественность, со всеми необходимыми мероприятиями, заседаниями, круглыми столами. Было сказано немало радостных слов о «великом будущем украинской демократии» и непреходящем значении Основного закона для «державотворення».

Однако позволю себе высказать сомнение в том, что большинство выступающих на эту тему украинских политиков были в достаточной мере искренними и последовательными в своих мыслях и действиях.

Нелегкая участь 
украинской Конституции

У коммунистов к Конституции Украины как продукту и инструменту правления капитала в Украине однозначное отношение. Она стала одним из ключевых шагов в отступлении нашего общества от социалистических завоеваний предыдущих лет. Социалистическое государство под постоянные вопли о тоталитаризме и развитии демократии переделалось в «социальное». Был провозглашен отказ от удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся как основной цели государства и общественного развития. Был закреплен примат частной собственности. Была утверждена политическая система, заложившая основу для строительства олигархического господства в стране.

Именно эта Конституция способствовала олигархам в растаскивании страны, «умножению на ноль» всех социальных прав и гарантий декларированных ею. Олигархия превратила конституцию в фикцию. Причем касалось это не только социальных прав граждан, но и политической системы (достаточно вспомнить государственные перевороты 2004г. – третий тур голосования, 2007г. – неконституционные указу Ющенко о роспуске ВРУ, судьбу референдума по НАТО – 2006г.)

Опираясь на эту Конституцию, олигархическая Верховная Рада широким фронтом повела наступление на права трудящихся: пенсионная реформа, трудовой и жилищный кодексы, продажа земли. Конституция используется для установления тотального господства капитала, а попрание закона является ключевой характеристикой всех без исключения буржуазных режимов, правивших Украиной.

Наиболее ярким примером отношения олигархов к парламентаризму стал провал конституционной реформы 2004 года. То, что для коммунистов было шагом на пути к установлению истинного народовластия, для олигархов оказалось способом сохранения своих позиций в условиях краха режима Кучмы.

Под реформу целенаправленно и сознательно были заложены процедурные мины. Буржуазная ВР не пожелала ответить на все вызовы преобразований. За бортом оказались самоуправление, создание целостной исполнительной власти, подчиненной представительским органам власти и т.д.

К сожалению, КПУ не обладало тогда достаточным политическим влиянием, чтобы предотвратить связанные с этим негативные последствия.

В итоге Украина получила нежизнеспособную политическую систему, которую ради красного словца окрестили «парламентско-президентской республикой», но которую буквально растоптали в 2007-м «помаранчевые» националисты и окончательно демонтировали в 2010-м.

Сегодня «недореформа» 2004 года — уже прошлое. Она стала горьким уроком, и убедительно показала, что украинская буржуазия не в состоянии обеспечить полноценное и стабильное развитие государства на демократических основаниях.

К определенным политическим результатам этой странной реформы можно отнести только то, что удалось предотвратить установление националистической диктатуры. Страшно представить, что могло бы произойти со страной, получи Ющенко в свое распоряжение широкие президентские полномочия. В тот момент именно парламент стоял на пути волюнтаризма и бездарности помаранчевой команды. И потому он стал жертвой незаконных решений власти.

Напомню: именно коммунисты тогда стали первыми, кто осудил действия сил, возглавляемых Ющенко и Тимошенко, направленные на попрание конституционного порядка.

После краха «недореформы» многие поспешили высказать мнение о том, что парламентская система не отвечает нуждам и стремлениям украинского общества, потребностям его модернизации и развития. Безусловно, это бред.

Парламентаризм не отвечает нуждам олигархического капитала, потому что постоянно ставит вопрос о его ответственности перед народом. Именно поэтому в 2010-м капитал сделал поворот к системе управления, продавленной основоположником украинского капитализма — Кучмой. И именно поэтому коммунисты были и остаются сторонниками введения в Украине парламентской формы правления и полноценного развития органов представительской власти на всех уровнях.

Свою позицию коммунисты всегда подкрепляли практическими действиями. КПУ — это единственная партия в Украине, которая разработала и внесла на рассмотрение Верховной Рады проект Народной Конституции, созданный не в угоду политической конъюнктуре, и не для того, чтобы попасть в центр внимания прессы. Его суть — защита интересов человека труда.

Суть этого проекта — построение системы настоящего народовластия. Когда народ получает в свои руки все необходимые полномочия для определения своего будущего. Говорит сам, а не слушает, как от его имени разглагольствуют ушлые демагоги, симулирующие любовь к народу.

Коммунисты считают, что исполнительная власть должна быть полностью подконтрольна советам всех уровней, которые обеспечивают максимально широкое представительство интересов всех групп украинского общества. И в первую очередь тех, кто составляет ядро трудовых классов.

Как и прежде коммунисты считают, что главное слово в системе власти должно принадлежать трудящимся массам. Референдум, плебисцит, общественные экспертизы и слушания, право отзыва должностных лиц и депутатов, право законодательной инициативы профсоюзов — все эти формы волеизъявления и участия граждан в принятии государственных решений сегодня находятся на периферии внимания законодателей, находящихся в услужении капитала. Коммунисты же делают на них акцент. С них и только с них начнется построение в Украине настоящей, а не фасадной демократии.

Олигархические игры 
в конституционный процесс

16 лет мы отмечаем День Конституции и 16 лет Украина буквально балансирует на грани свала в «махровый авторитаризм». Так было при Кучме. Так было при Ющенко. Признаки этого наблюдаются и сейчас.

Олигархические круги делают все, чтобы дискредитировать парламентаризм, который является квинтэссенцией народовластия.

С одной стороны, наш местный капитал (язык не поворачивается назвать национальным капитал, прописанный в оффшорах) пытается «примазаться» к неким абстрактным европейским стандартам. Он рассчитывает, что это облегчит ему доступ к мировым финансовым ресурсам и товарным рынкам. Поэтому мы слышим много слов о демократии, развитии местного самоуправления и поддержке форм самоорганизации граждан.

С другой стороны, олигархические группы вынашивают планы укрепления своего диктата над процессами в стране, в которой продолжается передел собственности и ресурсов, завершается демонтаж социальных гарантий для населения.

Даже ребенок понимает, что для этого олигархии требуется максимальная централизация власти и установление тотального контроля над обществом и массовым сознанием.

Мы не видим различий в стремлениях провластного и «опального» олигархического капитала. Их ставленники преследуют одну и ту же цель — занять место на вершине. Проблема только одна — там слишком тесно для них всех. Особенно в условиях экономического кризиса.

Ситуация довольно проста: выбор между властью и оппозицией сегодня — это, по сути, определение того, кто будет паразитировать на народе Украины следующие несколько лет. Паразитировать непосредственно либо от «имени и по поручению» иностранного капитала, давно присмотревшего нашу страну в качестве ресурса для решения своих проблем.

О каком народовластии и Конституции 
тут можно говорить?

Сегодня парламентская площадка используется как инструмент борьбы опальных группировок капитала со своими более успешными конкурентами. Это не борьба программ и путей развития страны. Это схватка за реванш и возможность эксплуатировать ресурсы Украины.

Опираясь на свои представительства в советах, «оппо-олигархи» делают все, чтобы парализовать работу демократических механизмов. Они дискредитируют представительскую власть, превращают ее в синоним хаоса и постоянных политических войн и интриг. Воюя друг с другом, буржуазные круги дискредитируют саму идею республиканского правления. Фактически они готовят почву и подталкивают ситуацию к установлению авторитарного режима. При этом надеются, что в результате именно они станут диктаторами. За ценой никто не постоит. Можно ожидать чего угодно: раскола страны, ограничения гражданских прав, устройства политических провокаций, вспышек насилия. То есть любых обстоятельств, которые потребуют применения «сильной руки».

Сейчас в этом на разный манер, как внутри страны, так и а ее пределами обвиняют партию власти. Но можно ли сегодня обманываться насчет намерений так называемой оппозиции? Достаточно посмотреть на то, как ее представители отнеслись к идее образования Конституционной Ассамблеи.

Сама по себе идея Конституционной Ассамблеи, как дискуссионной площадки, имеет здравое зерно.

Не замыкать обсуждение конституционной перспективы, основных принципов работы украинской республики, направления развития правосудия и судьбы самоуправления только рамками кулуаров, комитетов и комиссий Верховной Рады, погрязшей усилиями буржуазных баламутов в драках и разборках. Предоставить возможность предметно говорить о правах граждан и пределах компетенции властей кругу, более широкому, чем пара-тройка лидеров фракций. Как прецедент привлечения общественности к разработке решений существующих в конституционном поле дилемм Ассамблею можно только приветствовать. Конечно не в том случае, если этому мероприятию по обычаю украинских властей уготована участь фарса.

Коммунисты никогда не поддержат превращение Ассамблеи из консультативного в законодательный орган. Мы принципиально будем бороться за свою точку зрения, за интересы трудящихся, публично их представлять мы будем всегда и везде.

А буржуазная оппозиция говорит «нет» сразу, не разбираясь. Почему? Потому что кое-кому нужен реванш. Кое-кто хочет диктовать, а не дискутировать и вести диалог. Единолично определять что правильно, а что нет. На что граждане имеют право, а что — «табу».

Простая ситуация — вопрос о предоставлении русскому языку конституционного статуса второго государственного. В стране, половина населения которой хочет этого и имеет на это полное право.

Однако этот вопрос не находит цивилизованного конституционного решения. Потому что оппозиция разогревает национал-шовинистские настроения, делая их ресурсом для своих наполеоновских планов. А власть искушается выгодой от этой распри накануне очередных выборов, пытаясь продвигать законодательные эрзацы, ведущие к усугублению обстановки в парламенте и обществе.

То, что разрубит этот «гордиев узел» — референдум. О нем коммунисты говорят давно. Но это предложение остается вне поля рассмотрения. Потому что ни буржуазная власть, ни буржуазная оппозиция никогда, ни при каких обстоятельствах не допустит, чтобы сам народ поставил точку в этом придуманном политиками конфликте олигархического и националистического толка.

Конституционная программа максимум 
и программа минимум КПУ

К сожалению, украинское общество оказывается беззащитным перед манипуляциями буржуазных партий. Многие, не задумываясь, втягиваются в конфликты, раздуваемые капиталом. Люди теряют ориентиры и понимание своих истинных интересов.

В такой ситуации крайне важное значение приобретает выработка четкой и принципиальной позиции, которая позволит нам не потеряться в водовороте политических спекуляций и провокаций.

Коммунисты трезво оценивают ситуацию, которая сложилась в Украине. Мы понимаем, что пока к власти не придут силы, которые представляют интересы трудового населения, а не конкурирующих олигархических групп, Украине нечего надеяться на установление стабильного конституционного порядка.

Каким бы ни было лицо буржуазного режима — после парламентских или президентских выборов — результат его правления будет одинаковым. И каждый раз буржуазия будет прикрывать свою неспособность действовать в интересах всего общества разговорами о несовершенстве закона, Конституции.

Капиталистическая Украина увидит еще не одну политическую реформу. Все разговоры о «непреходящести» и «конституциях на века» — в настоящих условиях не более, чем манипуляция и ложь.

Вся страна будет свидетелем ожесточенных споров вокруг новой конфигурации власти, а по сути — вокруг новой рассадки олигархов.

Но мы должны понимать, что по большому счету дискуссии о форме правления в Украине сегодня не являются действительно важными и принципиальными. Совершенно очевидно, что в условиях олигархического правления к установлению авторитаризма может вести как президентская, так и парламентская модели. Потому что ни та, ни другая никоим образом не влияют на обжившуюся в украинском обществе диктатуру капитала с криминальным прошлым и настоящим, для которой закон не писан.

Настоящее значение, с точки зрения коммунистов, имеют совершенно другие вопросы. Среди них:

- конституционное провозглашение роста уровня благосостояния, расширения прав и удовлетворения потребностей людей труда как главной цели общественного и экономического развития;

- провозглашение референдума и народного голосования базовой формой принятия важных государственных решений;

- закрепление статуса первоочередных за статьями расходов на социальную сферу, и сферы, обеспечивающие качество жизни граждан;

- конституционные гарантии и защита государственной и коллективной форм собственности;

- запрет на передачу в частное владение и пользование природных ресурсов и недр Украины;

- запрет на приватизацию прибыльных государственных предприятий;

- введение ответственности за сознательное доведение до банкротства прибыльных государственных предприятий;

- ограничение прямого доступа капитала к стратегическим отраслям украинской экономики;

- и самое главное — это запрет любых попыток пересмотра этих положений и введение ограничений для деятельности политических партий, включающих отмену этих положений в свои политические программы.

Это и есть настоящая конституционная реформа, результатом которой будет установление подлинного народовластия и ликвидация диктатуры капитала. Это наша конституционная программа-максимум, которая сможет в полной мере осуществиться только после прихода к власти КПУ.

А до этого времени Украина обречена на блуждание «в трех соснах» полномочий президента и парламента. Это внешняя обертка, под которой старательно прячут истинный смысл процессов. Ведь для трудового народа не имеет большого значения, кто будет иметь больше полномочий — буржуазный парламент или буржуазный президент. Ведь сегодня они представляют интересы капитала.

И уж тем более никакого значения не имеет то, каким будет соотношение в органах власти ожесточенно дерущихся буржуазных партий. Победит или проиграет партия власти и ли оппозиция не важно. Они будут реализовывать одну и ту же программу. Суть одна: приватизация, обустройство в Украине иностранного капитала, усиление эксплуатации наемного труда, сокращение под видом модернизации системы социальной защиты, сворачивание государственного суверенитета в пользу неравноправных интеграционных проектов. И все это найдет свое прямое отражение в конституционной реформе.

Под видом «приведения в соответствие с современными реалиями» из Основного Закона могут быть вычеркнуты положения, защищающие социальные права трудящихся — на труд, жилье, охрану здоровья, образование, пенсионное обеспечение. Вот какой станет настоящая цель капитала, строящего свою диктатуру. И эта диктатура может приобретать черты как президентской, так и парламентской. Разве важно, кто будет подписывать грабительские решения — Банковая или Грушевского.

Мы открыто заявляем, что сегодня над Украиной нависла реальная угроза пересмотра социального статуса украинского государства и деградации демократического республиканизма. Предотвращение этой угрозы — так КПУ видит сегодня свою цель и смысл участия в процессе конституционного реформирования. Для этого будут использованы все возможные инструменты. В первую очередь — возможности, предоставляемые работой в парламентском большинстве.

Незыблемость социальных, гражданских, политических и культурных прав трудящихся, защита от перерождения представительских органов власти, развитие и демократизация судебной власти, расширение сферы полномочий профсоюзов и применения референдумов — именно эти позиции мы будем отставать на этом этапе. Мы сделаем все, чтобы не дать капиталу сконцентрировать в своих руках государственную власть, отстраняя народ от принятия государственных решений и окончательно цементируя свое правление.

Мы также всеми силами будем способствовать тому, чтобы любые конституционные изменения проводились исключительно законными, легитимными методами. Буржуазия имеет склонность создавать для себя «поле процедурной неопределенности». Оно открывает широкое пространство для разнообразных закулисных сговоров, когда ситуация начинает угрожать стабильности правления капитала. Мы, видели, как это было сделано в 2004-м. И как поступил капитал в 2010-м, когда угроза миновала. Вместо того, чтобы провести работу над ошибками, закрыть «проломы» в законодательстве, открыть путь для развития самоуправления — Украину вернули к «старому, доброму» кучмизму.

Сегодня подобные авантюры — это не просто часть междусобойчика олигархических кланов. Это прямой путь к диктатуре беззакония. Это очень опасные игры с государственным суверенитетом. В условиях усиливающегося внешнего давления, они несут реальную опасность превращения украинской республики в руины, судьбу которой будут определять в «геополитических штабах» других государств. В Украине достаточно политических авантюристов, мнящих себя вождями, которых это не остановит. Но коммунисты не относятся к этой категории.

Социальные права населения, сохранение демократического республиканизма, принуждение капитала к законности уважению к Конституции — такова на сегодня формула политики КПУ в конституционном процессе.

Петр Симоненко,
Первый секретарь ЦК КПУ,
председатель фракции коммунистов
в Верховной Раде Украины

02.07.2012
//www.kpu.ua/petr-simonenko-otmetili-a-chto-dalshe/
//file.liga.net/person/377-petr-simonenko.html

//atkritka.com/

Немає коментарів: